“Мотивация успеха и боязнь неудачи” (А.А. Реан).
Страница 4

Проведение второго этапа исследования было осуществлено с теми же группами через 5 месяцев. Как уже отмечалось, цель данного этапа – определение уровня тревожности испытуемых в различные возрастные периоды. На этом же этапе аналитическим образом определилась степень корреляции между уровнем тревожности и ведущей мотивационной тенденцией.

Опросник «Исследование тревожности» Ч.Д. Спилбергера.

Возрастная

группа

Шкала

тревожности

Уровень тревожности

Высокий

Средний

Низкий

7 класс

Общая тревожность

4%

88%

8%

Ситуативная тревожность

7,5%

61,5%

31%

Личностная тревожность

3,5%

85%

11,5%

11 класс

Общая тревожность

4%

84,5%

11,5%

Ситуативная тревожность

0%

79%

21%

Личностная тревожность

0%

83,5%

16,5%

II курс

Общая тревожность

3%

77%

20%

Ситуативная тревожность

3%

80%

17%

Личностная тревожность

0%

73%

27%

V курс

Общая тревожность

8%

72%

20%

Ситуативная тревожность

0%

84%

16%

Личностная тревожность

4%

68%

28%

Полученные данные указывают на то, что у подростков и юношей преобладает средний уровень тревожности. Низкий уровень имеет определенную тенденцию к повышению. Высокий уровень тревожности обладает общей направленностью на снижение (за исключением позднего юношеского возраста).

Общая тревожность в подростковом и юношеском возрасте снижается (если не учитывать результаты V курса). Ситуативная тревожность заметно усредняется и, более того, имеет направленность на снижение показателей. Личностная тревожность отчетливо снижается.

В силу возрастных особенностей, для дальнейшего исследования использовались две различные методики: «Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет» (форма Б) – для подростков и «Шкала тревожности» Д. Тейлора (адаптированная В.Г. Норакидзе) – для юношей.

Шкала личностной тревожности для учащихся 10-16 лет (форма Б).

Шкала тревожности

Уровень тревожности

Низкий

Ниже

среднего

Средний

Выше

среднего

Высокий

7

класс

11

класс

7

класс

11

класс

7

класс

11

класс

7

класс

11

класс

7

класс

11

класс

Общая тревожность

15%

4%

4%

16%

37,5%

68%

28,5%

8%

15%

4%

Школьная тревожность

4%

4%

7,5%

12,5%

29%

37%

22%

12,5%

37,5%

34%

Самооценочная тревожность

15%

29%

4%

29%

50%

34%

31%

8%

0%

0%

Межличностная тревожность

4%

4%

11,5%

12,5%

50%

67%

23%

16,5%

11,5%

0%

Магическая тревожность

35,5%

42%

15%

16%

23%

42%

19%

0%

7,5%

0%

Среднее арифметическое

8,3%

17,4%

8,4%

17,2%

38%

50%

24,7%

9%

14,3%

7,6%

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Выводы из основного постулата
Индивидуальность и организация. Раскрывает уникальность личности: «Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Например, то, что называется «проблема отцов и детей» — несовпадение во взглядах между людьми разных поколений — ситуация, которую в теории Келли точнее можно назвать «несовпадение личностного конструкта ...

Теория личности отечественных психологов
Деятельностная теория личности. Эта теория получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать прежде всего С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, К.А. Абульханову-Славскую и А.В. Брушлинского. Данная теория имеет ряд общих черт с поведенческой теорией ...

За пределами автономного человека
Как радикальный бихевиорист Скиннер отрицал все представления о том, что люди автономны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов (например, неосознанных импульсов, архетипов, черт личности). Такие умозрительные концепции, замечал он, возникли в примитивном анимизме и продолжают существовать, потому что ...