Психологическая характеристика личности граждан, поступающих на военную службу по контракту
Страница 5

Материалы » Особенности мотивации граждан, поступающих на военную службу по контракту » Психологическая характеристика личности граждан, поступающих на военную службу по контракту

Также следует учитывать, что мотивы военнослужащих весьма динамичны по своей структуре. В процессе воинской службы они изменяются, преобразуются, причем на их развитие влияют различные объективные условия, действия командиров, других военнослужащих, оценки собственных действий и поступков. Нередко происходит существенная перестройка мотивов и в процессе совершения проступка. Например, военнослужащий, решивший заниматься спортом из корыстных побуждений («заработать отпуск»), в последующем увлекается спортивными тренировками и они становятся стимулом его добросовестного отношения к службе.

Таким образом, знание мотивов и их динамики позволяет офицеру предвидеть поведение военнослужащих в определенных ситуациях, предупреждать нарушения дисциплины с их стороны, эффективно оказывать на них воспитательные воздействия.

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначение системы факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. При этом любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации [ 31].

Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль в направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или в материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.

Количество и качество потребностей, которыми обладают живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условий жизни. Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Рассматривая структуру и содержание потребностей, нельзя не сказать об известной концепции мотивации поведения человека, предложенной американским психологом Абрахамом Маслоу. Согласно данной концепции, у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей (рис. 1). Причем, по мнению автора, в основании данной мотивацией ной пирамиды лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, составляют ее вершину.

рис. 1

Фактором, побуждающим к деятельности, является цель. Целью

называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Цель является основным объектом внимания, занимает объем кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны текущий мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. При этом принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель любой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направленности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Экспериментальная работа по изучению влияния психологического климата в семье на психическое развитие ребенка. Условия протекания эксперимента, характеристика используемых методик
В данной проблеме мы выдвигаем ряд аргументов в защиту высказанной гипотезы, что существует зависимость между восприятием ребенком психологической атмосферы в семье и уровнем психического развития ребенка. Но без экспериментально-практического подтверждения гипотеза так и будет оставаться только гипотезой. Следовательно, для достижения ...

Вывод о предрасположенности к конфликтному поведению
Полученные данные были подвеpгнуты анализу, по pезультатам котоpого были сделаны следующие выводы: 1. Личностные свойства и качества испытуемого связаны с тенденцией к конфликтному поведению. 2. Hа тенденцию к конфликтному поведению оказывают влияние личностные качества и свойства человека. 3. Степень конфликтности личности у обоих и ...

Результаты исследования и их психологический анализ
Результаты диагностики по всем пяти методикам оценивались по пятибальной шкале оценок. В сводной таблице (Приложение 7) представлены сырые баллы или проценты, а так же оценки от 1 до 5. Для изучения выраженности профессионально важных качеств пожарных-спасателей МЧС было проведено вычисление средних оценок (табл. 1). Таблица 1 Средни ...