Психологическая характеристика личности граждан, поступающих на военную службу по контракту
Страница 1

Материалы » Особенности мотивации граждан, поступающих на военную службу по контракту » Психологическая характеристика личности граждан, поступающих на военную службу по контракту

На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности.

Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становиться личностью - субъектом познания и активного преобразования действительности.

Наряду с понятиями "Человек", "Личность" в науке нередко употребляют термины "индивид" "индивидуальность". В понятии индивид воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и дефективного человека, не способного усвоить язык, и высоко образованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек, Появясь на свет как индивид, человек постепенно обретает свое сознательное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека, в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т. е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так как они действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса [51].

Одна из характерных сторон личности - ее индивидуальность, под которой понимается неповторимое сочетание психологических особенностей личности. Сюда относится характер, темперамент, особенности протекания психологических процессов, совокупность преобладающих чувств и мотивов в деятельности, формировавшиеся способности и мастерство. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей - личность человека неповторима в своей индивидуальности. Вот почему личность - это прежде всего живой конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, порожденными его активным участием в жизни общества, коллектива, воспитанием и обучением [7].

К. Хорни связывает основную мотивацию поведения человека с "чувством базальной тревоги" - беспокойством, объясняя его впечатлениями раннего детства, той беспомощностью и беззащитностью, которые переживает ребенок сталкиваясь с внешним миром . «Коренная тревога» стимулирует действия, способные обеспечить безопасность. Таким образом, формируется ведущая мотивация личности, на которой базируется ее поведение [48 ].

Гуманистическая психология в понимании личности и ее активности смыкается с психоаналитическим направлением в своих основных характеристиках. В отличие от психоаналитиков, которые пытаются открыть источник активности, обращаются к прошлому, к " вытесненным в бессознательное" впечатлениям и переживаниям ребенка, "гуманистическая психология", чье развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу, Г. Олпорта и др., главным фактором активности личности, считает устремленность к будущему, к максимальной самореализации (самоактуализации)(26).

Топологическая психология (К. Левин), используя принятое в физико-математических науках понятие "поле", объясняет поведение личности тем, что различные точки и районы "жизненного пространства" (поле), в котором существует индивид, становится мотивами его поведения в силу того, что он испытывает в них потребность. Когда потребность в них исчезает, то и значение объекта утрачивается . В отличие от психоанализа , К. Левин не видит в потребности биологической предопределенности. Мотивация детерминируется не природными свойствами человека, а его взаимодействием с "полем", в котором объекты по разному притягательны: обладают либо положительной, либо отрицательной взаимностью [ 29 ]. .

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Когнитивное направление в теории личности. Джорж Александер Келли: когнитивная теория личности. Биографические сведения
Джордж Александер Келли (George Alexander Kelly) родился в фермерской общине около Уичиты, штат Канзас, в 1905 году. Завершив среднее образование, Келли получил степень бакалавра по физике и математике в 1926 году. Затем Келли обратился к социальным проблемам. После колледжа Келли учился в Университете Канзаса, изучая педагогическую соц ...

Факторы, способствующие контакту
Установление контакта – главная задача первой фазы общения. Установить контакт – значит создать благоприятную, располагающую к беседе атмосферу, привлечь внимание, побудить интерес собеседника к себе. Так какие же факторы способствуют контакту? Среди свойств характера специалисты обычно выделяют доброжелательность, открытость, искренно ...

Труд, как фактор воздействия на личность
Труду как особому фактору воздействия всегда отводилось особое место. Причина этого заключается в том, что труд является специфической человеческой деятельностью, формирующей личность. Труд является тем мерилом, по отношению к которому измеряется общественная ценность человека. Как правило, труд сам по себе не перевоспитывает, а предохр ...