Развод и подростки
Страница 2

Было проведено исследование на ос­нове длительного изучения группы американских детей, рожденных между 1965 и 1970 годами. Исследование базировалось на обширных данных, по­черпнутых из «Общенационального обследования детей»; в нем рассматрива­лось, каким образом развод родителей сказывается на детях в – период их взрос­ления. Среди восемнадцати-двадцатидвухлетних молодых людей, пережив­ших развод родителей, 65% имели плохие отношения с отцами, 30% – с ма­терями, 25% бросили школу в старших классах, 40% – обращались за помощью к психологам. После учета всех демографических, психологических и экономических особенностей было выяснено, что дети разведенных родите­лей в два раза чаще сталкиваются с проблемами, чем дети неразведенных. Су­щественное влияние развода на отношения матери и ребенка со всей очевид­ностью сказывается в жизни повзрослевшего ребенка и практически не обна­руживается в его юности. Молодые люди, пережившие развод родителей до шести лет, имеют худшие отношения с родными отцами, чем те, что склады­ваются у переживших развод в более позднем возрасте. Вообще говоря, по­вторный брак редко оказывает положительное влияние на детей, однако те, кто пережил развод в раннем возрасте, легче выходят из этой ситуации (Zill, Morrison, and Coiro, 1993), (93).

Ситуации развода, различных трагических последствий, например, потеря кормильца, и других, ставящих членов семьи в экстремальные условия, оставляют неизгладимый след в формировании ценностных ориентаций и направленности ребенка, заставляет пересмотреть многие свои взгляды и на окружающий мир и на самого себя, на моральные принципы, пересматриваются цели у всех членов семьи. Очень важно сохранять благоприятный климат в семье, так как все имеет значение и поведение родителей, и нали­чие или отсутствие заботы по отношению к детям до развода, трагедии и переживания родителей, и то, каким был развод: мирным или нет, и то, кому поручается опека и с кем остается ребенок, и отношения между бывшими супругами пос­ле развода.

Характер влияния развода на подростков в значительной степени зависит и от характера его воздействия на самих родителей. Их умение приспособить­ся к новой ситуации, особенно если над ребенком осуществляется опека, решительным образом влияет на то, как будет проходить адаптация подрост­ка (Umberson, 1989), (95). Чем больше беспокойства испытывают мать и отец, тем вероятнее, что душевное равновесие их сына или дочери также будет наруше­но. Ну а в тех случаях, когда развод приносит облегчение супругам, он, соот­ветственно, положительным образом сказывается и на их детях.

Развод представляет собой серьезное испытание для обоих супругов, даже если он проходит в мирных условиях (Plummet and Koch-Hattern, 1986), (91). В условиях же «боевых» он приводит к душевным травмам, внутренним по­трясениям и утрате жизненных ориентиров.

После развода бывшие супруги сталкиваются с проблемами одиночества, необходимостью приспосабливать­ся к новому социальному статусу; они вынуждены заниматься поиском зна­комств и новых форм общения с людьми (Fischman, 1986). Серьезное значе­ние может приобрести и денежный вопрос. По иронии судьбы развод обычно приводит к снижению уровня жизни матери с детьми и повышению уровня жизни отцов (Pett and Vaughan-Cole, 1986).

Страницы: 1 2 3 4


Психологическая характеристика личности граждан, поступающих на военную службу по контракту
На вопрос, что такое личность, психологи отвечают по разному, и в разнообразии их ответов, а отчасти и в расхождении мнений на этот счет проявляется сложность самого феномена личности. Человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становиться лично ...

Привязанности
Привязанность к определенным людям начинает явно проявляться у младенцев старше 6 месяцев. Обычно, хотя и не всегда, первый объект привязанности - мать. В течение месяца или двух большинство детей начинают проявлять привязанность к отцу, братьям, сестрам, бабушкам и дедушкам. Объект привязанности может лучше других успокоить и утешить м ...

Основные процессы научения через наблюдение
Во время показа образца наблюдатели (обучаемые) приобретают в основном символические образы моделируемой деятельности, которая служит прототипом для соответствующего и несоответствующего поведения. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные и мотивационные ...