Развод и подростки
Страница 3

Одинокой женщине с детьми часто приходится играть роль не только матери, но и отца – она оказывает­ся перегруженной всевозможными делами, так как теперь вынуждена ре­шать все семейные проблемы самостоятельно (Berman and Turk, 1981; Bird and Harris, 1990). Продолжение контактов между бывшими супругами мо­жет причинять мучительные страдания обоим. Однако бывает и так, что под­держка бывшего мужа или жены весьма полезна (Ferreiro, Warren, and Копапс, 1986), (92). Бабушки и дедушки также могут оказать положительное воздействие на привыкание подростков к новым условиям жизни. Правда, не все родители, а также не все бабушки и дедушки способны помочь детям (Spanier and Hanson, 1982). Если бывшие супруги оказываются не в состоя­нии успешно преодолеть переходный период своей жизни, им следует обра­титься за помощью к специалисту, поскольку, как было уже сказано выше, от их умения приспособиться к новой ситуации зависит и адаптация подро­стков (Guidubaldi and Perry, 1985), (88).

Существуют серьезные доказательства того, что люди, чьи родители раз­велись, разводятся чаще тех, кто вырос в прочной семье (Amato, 1988; Kobrin and Waite, 1984; Mueller and Cooper, 1986). Другими словами, склонность к разводам, похоже, передается от поколения к поколению.

Многие исследователи пытались разобраться в причинах этого явления (Glenn and Kramer, 1987). На сегодняшний день для него существует два прав­доподобных объяснения. Одно из них заключается в том, что дети разведен­ных родителей, вступая в брак, имеют уже сложившееся представление о возможности развода и пониженное чувство ответственности по отноше­нию к супружеским обязанностям, поэтому их союз может разрушиться с боль­шей вероятностью, чем у тех, кто вырос в крепкой семье. Они проявляют боль­шую нерешительность и осторожность до вступления в брак и часто заявля­ют, что никогда не станут связывать себя семейными узами. Однако чаще всего они, как и большинство людей, все же обзаводятся семьей. Дети разве­денных родителей испытывают внутреннюю потребность в прочном браке, однако часто стараются подстраховать себя на случай неудачи, во многом от­страняясь от семейных забот (Glenn and Kramer, 1987), (93).

Второе объяснение основано на том, что дети разведенных родителей всту­пают в брак раньше детей из прочных семей. Причиной этому может быть внутренняя потребность вырваться из неблагоприятной домашней обстанов­ки. Но, как показали исследования, ранние браки значительно чаще закан­чиваются разводом (Booth and Edwards, 1985).

Таблица 1.

Процентные показатели наличия вредных привычек у подростков из разных типов семей.

Тип семьи  

Количество подростков

Пробовали курить

сигареты

Курят сигареты

постоянно

Употребляют

алкоголь

Курят

марихуану

Опыт интимных

отношений

обычная

1230

36,1

11,2

47,3

5,5

11,4

с отчимом

245

45,8

19,2

53,4

12,3

20,6

с мачехой

51

56,9

16,3

66,7

16,0

28,0

оба родителя неродные

47

51,1

15,4

54,3

4,3

20,0

с матерью-одиночкой

410

44,8

13,3

53,9

10,1

23,0

с отцом-одиночкой

95

43,0

13,4

53,7

14,9

27,2

Итого:

2078

40,3

12,9

50,3

7,9

16,1

Страницы: 1 2 3 4


Общение. Общественные отношения и межличностные отношения
Главная задача с точки зрения Г. М. Андреевой, которая стоит перед социальной психологией, — раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Но вся сложность заключается в том, что этот р ...

Проведение и анализ результатов исследования
На первом этапе исследования для диагностики депрессивных состояний мужчин и женщин среднего возраста нами была проведена методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний В.А.Жмурова. Результаты методики представлены в виде таблицы (цифрами обозначено количество человек):   Уровень депрессии Отсутствует/ Не ...

Формирующий эксперимент
Следующий этап психолого-педагогического исследования – формирующий эксперимент, основная задача которого – разработать и применить коррекционно-развивающую программу, а также разработать рекомендации для родителей по развитию детской креативности в домашних условиях. Длительность эксперимента – 2 месяца (январь – февраль). Для успешно ...