Особенности подросткового возраста
Страница 1

В своем развитии ребенок проходит несколько кризисов, отражающих новый этап взаимодействия развивающейся личности с социальным окружением, переход к новой социальной ситуации развития. Самым длительным является 3-й возрастной криз, длящийся от 12 до 18 лет, он – также самый выраженный, сложный, имеющий наибольшее значение для понимания специфики развития личности.

Существуют разные критерии определения границ подросткового периода. Для одних исследователей первые менструации (менархе) и эякуляции (эякулярхе) начало, а для других – конец полового созревания. Более динамичная точка зрения состоит в выделении этапов: 1) препубертатного – от начала полового оволосения и ускорения роста до менархе и эякулярхе; 2) пубертатного – от менархе и эякулярхе до остановки роста; 3) постпубертатного, или юношеского, - от остановки роста до полной репродуктивной и психологической зрелости. Репродуктивная зрелость связана с завершением соматического полового развития, когда организм готов к воспроизведению вида, признаками чего у женщин являются регулярные овуляторные циклы при закончившейся соматической реорганизации, а у мужчин – регулярная продукция зрелых сперматозоидов (2).

Биологические механизмы полового созревания обеспечиваются перестройками в гипоталамо-гипофизарно-гонадо-адреналовой системе и процессами, обусловленными гормональной функцией половых желез.

По мнению Д.Н. Оудсхоорна, слово «пубертат» акцентирует внимание на физиологическом созревании, а термин «подростковый возраст» – на психологических и социокультурных изменениях (72). В отечественной психологии термином «пубертат» обозначают и психологические характеристики.

Первым, кто четко сформулировал концепцию о единстве биологического и социального в генезе пубертатного криза, был Л.С. Выготский: критические периоды в психическом созревании необходимы, они обусловлены логикой самого процесса развития, характеризующегося не только негативными явлениями, но и обязательно созидательными. Пубертат протекает критически только при определенных условиях развития, при этом на такое его течение влияет не столько «внешняя обстановка развития» (23), сколько тесное неповторимое взаимодействие постоянно меняющихся среды и ребенка, проходящего определенные стадии развития. Критический характер развития в период пубертата объясняется незаконченностью в формировании разных органов и систем, а также повышенной реактивностью, обусловливающей чрезвычайную чувствительность (72).

Содержание пубертатного периода складывается из двух основных процессов созревания – физиологического и психологического. Эти процессы рассматриваются в тесном динамическом единстве, хотя каждый из них сохраняет известную автономию и неравномерность по форме, функциям и социальному значению. Физиологическое созревание включает в себя наряду с половым метаморфозом дозревание центральной нервной системы. Становление биологического и физиологического гомеостаза, системы «гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников – половые железы», нейрогуморальной регуляции. Физиологические процессы, лежащие в основе психического созревания, во многом определяют периодизацию пубертатного развития. Психологическое развития заканчивается после полового, а социальное развитие завершает процесс созревания в целом.

С 20-х годов XX века (Н. Homburger, - по 18, с.33) резко выраженные психологические особенности подростков стали обозначать как «подростковый комплекс». В это понятие включают: импульсивность, негативизм, конфликтность, противоречивость чувств, агрессивность (Ch. Buhler, A. Gessel, - по 18, с.33), сенситивность (чувствительность к оценке другими своей внешности), рост способностей, умений в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерным критиканством, пренебрежением к суждениям взрослых (A. Gessel, - по 18, с.33; А.Е. Личко); сочетание чувствительности с поразительной черствостью, болезненной застенчивости – с нагловатостью, жажды признания – с бравированием независимости, отказ от общепринятых правил – с обожествлением случайных кумиров, чувственного фантазирования – с сухим мудрствованием (Г.Е. Сухарева, А.Е. Личко); эгоцентризм юношеского мышления, тяготение к теоретизированию (Ж. Пиаже); диффузное расплывчатое «Я», ролевую личностную неопределенность, расстройство временной перспективы, «кризис идентичности» (Е. Erikson); стремление к освобождению от детской независимости, оппозиционную готовность, максимализм в оценках, непереносимость опеки, многообразие переживаний, связанных с пробуждающейся сексуальностью, немотивированные колебания настроения (К.С. Лебединская).

Страницы: 1 2 3 4


Особенности работы подготовительных групп на базе школы Юго-западного административного округа г. Москва
Негосударственное образовательное учреждение "Солнечный круг" создано в 1996 году при содействии Психологического института Российской Академии образования и российского отделения Евроталанта (Европейского комитета по образованию одаренных и талантливых детей и подростков при Совете Европы). Учреждение начало работу как детски ...

Практическое изучение подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Психолого-педагогические методики изучения подготовки детей к обучению в школе на дошкольном этапе
В первой главе мы теоретически обосновали важность процесса психологической готовности ребенка к школе. Исходя из этого, нами было проведено исследование, в ходе которого необходимо осуществить диагностику, которая позволяет выявить проблему психологической готовности ребенка к школе. Обследование психологической готовности к школе у д ...

Анализ и интерпретация полученных результатов
В экспериментальном исследовании участвовали 10 учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 138» Октябрьского АО г. Омска в возрасте 10 – 14 лет и 4 классных руководителя, которые производили наблюдения за этими учащимися. Карта наблюдений Д. Стотта включает 190 фрагментов дезадаптированного поведения. Эти фрагменты сгруппированы ...