Особенности подросткового возраста
Страница 1

В своем развитии ребенок проходит несколько кризисов, отражающих новый этап взаимодействия развивающейся личности с социальным окружением, переход к новой социальной ситуации развития. Самым длительным является 3-й возрастной криз, длящийся от 12 до 18 лет, он – также самый выраженный, сложный, имеющий наибольшее значение для понимания специфики развития личности.

Существуют разные критерии определения границ подросткового периода. Для одних исследователей первые менструации (менархе) и эякуляции (эякулярхе) начало, а для других – конец полового созревания. Более динамичная точка зрения состоит в выделении этапов: 1) препубертатного – от начала полового оволосения и ускорения роста до менархе и эякулярхе; 2) пубертатного – от менархе и эякулярхе до остановки роста; 3) постпубертатного, или юношеского, - от остановки роста до полной репродуктивной и психологической зрелости. Репродуктивная зрелость связана с завершением соматического полового развития, когда организм готов к воспроизведению вида, признаками чего у женщин являются регулярные овуляторные циклы при закончившейся соматической реорганизации, а у мужчин – регулярная продукция зрелых сперматозоидов (2).

Биологические механизмы полового созревания обеспечиваются перестройками в гипоталамо-гипофизарно-гонадо-адреналовой системе и процессами, обусловленными гормональной функцией половых желез.

По мнению Д.Н. Оудсхоорна, слово «пубертат» акцентирует внимание на физиологическом созревании, а термин «подростковый возраст» – на психологических и социокультурных изменениях (72). В отечественной психологии термином «пубертат» обозначают и психологические характеристики.

Первым, кто четко сформулировал концепцию о единстве биологического и социального в генезе пубертатного криза, был Л.С. Выготский: критические периоды в психическом созревании необходимы, они обусловлены логикой самого процесса развития, характеризующегося не только негативными явлениями, но и обязательно созидательными. Пубертат протекает критически только при определенных условиях развития, при этом на такое его течение влияет не столько «внешняя обстановка развития» (23), сколько тесное неповторимое взаимодействие постоянно меняющихся среды и ребенка, проходящего определенные стадии развития. Критический характер развития в период пубертата объясняется незаконченностью в формировании разных органов и систем, а также повышенной реактивностью, обусловливающей чрезвычайную чувствительность (72).

Содержание пубертатного периода складывается из двух основных процессов созревания – физиологического и психологического. Эти процессы рассматриваются в тесном динамическом единстве, хотя каждый из них сохраняет известную автономию и неравномерность по форме, функциям и социальному значению. Физиологическое созревание включает в себя наряду с половым метаморфозом дозревание центральной нервной системы. Становление биологического и физиологического гомеостаза, системы «гипоталамус – гипофиз – кора надпочечников – половые железы», нейрогуморальной регуляции. Физиологические процессы, лежащие в основе психического созревания, во многом определяют периодизацию пубертатного развития. Психологическое развития заканчивается после полового, а социальное развитие завершает процесс созревания в целом.

С 20-х годов XX века (Н. Homburger, - по 18, с.33) резко выраженные психологические особенности подростков стали обозначать как «подростковый комплекс». В это понятие включают: импульсивность, негативизм, конфликтность, противоречивость чувств, агрессивность (Ch. Buhler, A. Gessel, - по 18, с.33), сенситивность (чувствительность к оценке другими своей внешности), рост способностей, умений в сочетании с излишней самоуверенностью, чрезмерным критиканством, пренебрежением к суждениям взрослых (A. Gessel, - по 18, с.33; А.Е. Личко); сочетание чувствительности с поразительной черствостью, болезненной застенчивости – с нагловатостью, жажды признания – с бравированием независимости, отказ от общепринятых правил – с обожествлением случайных кумиров, чувственного фантазирования – с сухим мудрствованием (Г.Е. Сухарева, А.Е. Личко); эгоцентризм юношеского мышления, тяготение к теоретизированию (Ж. Пиаже); диффузное расплывчатое «Я», ролевую личностную неопределенность, расстройство временной перспективы, «кризис идентичности» (Е. Erikson); стремление к освобождению от детской независимости, оппозиционную готовность, максимализм в оценках, непереносимость опеки, многообразие переживаний, связанных с пробуждающейся сексуальностью, немотивированные колебания настроения (К.С. Лебединская).

Страницы: 1 2 3 4


Сущность лидерства
Обсудим некоторые личные качества, которые требуются от менеджеров, чтобы овладеть искусством руководства людьми, поговорим о сущности лидерства. Умение руководить – это то личное качество, которое требуется менеджерам. Ранее мы обсуждали, что руководители обладают рядом врожденных черт, которые делят их на авторитарных, не доверяющих п ...

Психологические характеристики личности преступника
Характеризовать личность преступника — значит исследо­вать и определить типологические криминогенно значимые ка­чества индивида. Психология личности преступника — совокупность социально негативных, типологических качеств индивида, обусловивших со­вершенное им преступное деяние определенного типа и вида. Преступления совершаются не из- ...

Самоподерепление
С точки зрения социально-когнитивной теории, многие наши поступки регулируются самоналагаемым подкреплением. Бандура утверждает даже, что в, основном поведение человека регулируется посредством подкрепления самого себя. Самоподкрепление имеет место всякий раз, когда люди устанавливают для себя планку достижений и поощряют или наказываю ...