Особенности подросткового возраста
Страница 4

К концу подросткового возраста представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я-концепцию», которая является важной в развитии самосознания. В данном возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростков. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников.

Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус, может быть, достигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжают иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростков. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт, и даже конфликт (37).

Очевидно, что устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления.

Наряду с учебной деятельностью у подростка большое место занимает общение со сверстниками, т.е. установление интимно-личностных отношений. Подростку не только важно общаться и быть среди сверстников, но и занимать в их обществе определенное положение, иметь определенный социальный статус. В этом возрасте обостряется потребность в общении и поиске лучшего друга (45).

На примере подросткового возраста можно показать, что микроциклы развития личности протекают для одного и того же школьника параллельно в различных референтных группах, конкурирующих по своей значимости для него. Успешная интеграция в одной из них (например, в школьном драматическом кружке или гетерогенной по признаку пола диаде на стадии первой влюбленности) может сопровождаться дезинтеграцией в дворовой компании, в которой подросток до этого без затруднений прошел фазу адаптации. Индивидуальные качества, ценимые в одной группе, отвергают в другой, где доминируют иная деятельность и иные ценностные ориентации, блокирующие возможности успешного интегрирования в ней (60).

Страницы: 1 2 3 4 


Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги
Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций. Они представлены в таблице с соответствующим ...

Вне подкрепления
Какие факторы позволяют людям учиться? Современные теоретики научения делают акцент на подкреплении как на необходимом условии для изменений поведения. Скиннер, например, утверждал, что внешнее подкрепление обязательно для научения. А Бандура, хотя и признает важность внешнего подкрепления, не рассматривает его как единственный способ, ...

Введение.
Идея развития личности является одной из центральных в истории становления психологии как науки, однако, в рамках каждой теории, занимавшейся рассмотрением данного вопроса, разрабатывалось своё видение данного вопроса. Исследование разных взглядов на идею развития позволяет составить комплексное представление о подходах к пониманию дан ...