Особенности подросткового возраста
Страница 2

Образное описание психики подростка было дано в свое время П.Б. Ганнушкиным: «Естественный и здо­ровый протест подростков против часто злоупотребляю­щих своим авторитетом старших вырастает в бессмыслен­ное упрямство и нелепое противодействие всякому разумному совету. Развиваются заносчивость и самоуве­ренность. Сдвиг в моторике делает подростка неуклюжим, создает у него одновременно ощущение растущей силы и чувства недовольства собой. Наличие только что про­будившихся новых влечений при отсутствии еще вводя­щего их в определенные границы серьезного содержания, страстное искание признания собственной значительнос­ти и зрелости при невозможности этого добиться, – все это побуждает юношу ставить себе цели явно недостижи­мые, заставляющие его казаться больше, чем он есть, и при­дает его мимике и жестам оттенок напыщенности и теат­ральности» (34).

Большое значение имеют данные о становлении социа­лизации личности. Так, в младшем подростковом возрасте (12-14 лет) появляются недоверчивость и критичность, безжалостное обличение лицемерия и неискренности взрос­лых, в тех случаях, когда они говорят одно, а делают другое. В ходе отношений, складывающихся со взрослыми, подросток легко теряет уверенность в прочности своего положения.

Ш. Бюлер (Buhler Ch., 1931) разделила пубертатный криз на две фазы - негативную (12-14 лет) и позитив­ную (15-18 лет), каждой из которых дала обобщенные характеристики.

1. Негативная.

Начало в допубертатный период (беспокойство, тревога, раздражительность).

Период мечтаний, противоречивых чувств, меланхолии.

2. Позитивная.

Постоянная близость с природой, по-новому воспринимает искусство, появляется новый мир ценностей, потребность в интимной человеческой близости.

Согласно теории К.Левина, важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется промежуточностью (маргинальностью) его положения. Это проявляется в психике, для которой типичны внутренняя застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, агрессивность, склонность к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости.

Начинаясь с кризиса, весь подростковый период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст называют затянувшимся кризисом (13).

Развитие на этом этапе идет быстрыми темпами. Благодаря бурному росту и перестройке организма, в данном возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Из-за гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые (10). На образ физического «Я» и самосознание в целом оказывают влияние темпы полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.

Много изменений происходит в плане формирования личности. Главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. Также нужно отметить и эмоциональную нестабильность, т.е. их настроение колеблется между сияющим оптимизмом и самым мрачным пессимизмом.

Когда говорят, что ребенок взрослеет, имеют в виду становление его готовности к жизни в обществе взрослых людей, причем как равноправного участника этой жизни. Конечно, подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально. Подросток не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Новая позиция проявляется чаще всего во внешнем облике, в манерах. Подражание идет и по линии развлечений.

Страницы: 1 2 3 4


Условия эффективного взаимодействия в управленческом общении
Взаимодействие в общении - это система взаимно обусловленных действий партнеров по общению, направленных на взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок и др. с целью обеспечения результативности общения и выработки единой стратегии. Характерные черты взаимодействия: взаимодействие - необходимый и обязательный эл ...

Тест «Оценка уровня конфликтности личности»
Этот тест выявляет уровень развития конфликтности личности, Уровни развития конфликтности 14 17 Очень низкий уровень 18 20 Низкий 21 23 Ниже среднего 24 26 Чуть ниже средний 27 29 Средний 30 32 Выше среднего 33 35 Выше среднего 36 38 Высокий 39 ...

Факторы, препятствующие психологическому развитию.
«Хотя, в принципе, самоактуализация легка, на практике она случается редко (по моим подсчетам, самоактуализируется меньше 1% взрослого населения)» [20] Поскольку самоактуализация находится на вершине иерархии потребностей, она является слабейшей потребностью, и на нее почти неизбежно воздействуют ситуации фрустрации основных потребност ...