Тренинговые упражнения, помогающие преодолеть конфликтные ситуации в
условиях классного коллективаСтраница 1
Для того чтобы помочь преодолеть трудности во взаимоотношениях, наша работа была направлена в первую очередь на то, чтобы:
· расширить представления подростков о собственном «Я»
· формировать адекватную позитивную самооценку и самоуважение
· развивать гибкость в межличностных отношениях
· формировать адекватные поведенческие стратегии
Нами использовались следующие методы: ролевые игры, психогимнастические упражнения, мини-лекции, групповые дискуссии, арт-терапевтические упражнения (групповой рисунок, рисунок чувств), игры-испытания, представленные в программе Д. Берби «Discovery» {26,25}, релаксационные упражнения, приемы сказотерапии, (примерные упражнения представлены в Приложении 3).
Организационные условия: Занятия проводились в изолированном помещении. Длительность занятия – 1–1,5 часа один или два раза в неделю. Общее количество часов – 10–12 (8 занятий).
1этап. Начальная стадия.
На этом этапе акцент ставится на формирование доверия участников друг к другу и к психологу, сплоченности групп. На данном этапе включаются упражнения, предлагающие групповую работу над общей задачей (прорисовывание своих чувств, для того чтобы повысить уровень понимания и вербализации своих чувств; игры-испытания, которые дают возможность испытать себя, помогают проявиться сильным сторонам своего характера и личности в целом, продемонстрировать свои возможности одноклассникам, в процессе преодоления препятствий группой у участников формируется такие ценности как чуткость, терпимость, умение прощать, слушать другого, принимать ответственность){36,197}.
Упражнения достаточно сложны и развивают навык планирования, как собственной деятельности, так и работы команды. Разнообразие игр-испытаний позволяет каждому участнику найти свое место в группе и проявить себя.
2 этап. Конфликт, доминирование, сопротивление.
На данном этапе характерны противоречия между членами группы и лидером, начинается борьба за возможность контролировать процесс, который происходит в группе. На этом этапе важно сделать свои чувства предметом анализа. Участники говорят о своей злости, своих страхах. Сложность заключается в том, что, несмотря на активную демонстрацию в обществе одноклассников демонстративного поведения, подростки чрезвычайно озабочены мнением, которое о них складывается у окружающих. На этом этапе идет активная работа участников со своими чувствами. Используются методы арт-терапии (проективный рисунок). Проговаривание своих чувств в различных ситуациях представляет сложность для подростков. Проецирование же своих эмоциональных состояний на бумагу помогает участникам более открыто говорить о чувствах{26,20}.
3 этап. Развитие сплоченности.
Здесь группа преобразовывается в единое целое. Участники делятся своими секретами, появляется больше свободы для самораскрытия. Именно на этом этапе становится возможным формирование новых установок. Существует ряд признаков, по которым психолог может заметить о переходе группы на другую стадию. Появляется меньше демонстративности и больше искренности в поведении детей. На завершающем круге группа часто задерживается и не хочет расходиться. Становятся заметны периоды молчания, не как сопротивления группы, а как совместного переживания. Часто участники остаются и продолжают обсуждать какую-то тему. На этом этапе в большей степени используется когнитивный подход.
По завершению занятий мы провели повторную диагностику, полученные результаты сравнили:
1. Социометрия
В результате статусные категории каждого ребенка распределились следующим образом:
Таблица 6
Социометрические группы |
Количество детей в данной группе до проведения работы |
Количество детей после проведения занятий |
Лидеры |
2 (число выборов 17,16) |
7 (число выборов 14 – 12) |
Предпочитаемые |
4 (число выборов 11 – 9) |
16(число выборов 11 -9) |
Пренебрегаемые |
5 (число выборов 8 -7) |
3 (число выборов 8 – 6) |
Отверженные |
4 (число выборов 17,16) |
- |
Опытно-экспериментальная часть
Для проведения исследования мы определили нижеописанные методики, разработанные В. Богомоловым. Мы провели параллельный эксперимент, который продолжался с января 2005 года по февраль 2006 года. Базой исследования выбрали 5 семей с разным количеством детей и социальным положением. Эксперимент включал в себя этапы: констатирующий, формиру ...
Теории Х и Y Мак-Грегора
Профессор в области управления Дуглас Мак-Грегор написал книгу «Человеческий фактор на предприятии», в которой изложил интересную теорию. Это одна из самых важных теорий из всех рассмотренных. Она называется теория X и Y и состоит в том, что стиль вашего руководства определяется тем, как вы оцениваете своих подчиненных. Нравятся они вам ...
Рекомендации для педагогов МДОУ при взаимодействии
с родителями в процессе воспитания и развития ребенка
Родителям и педагогам очень важно организовать деятельность и общение с ребенком таким образом, чтобы у него формировались уверенность в себе и своих возможностях, положительное отношение к окружающим людям и ценностям сотрудничества. Взаимодействие ДОУ с родителями по вопросам социально-личностного развития детей можно осуществлять по ...