Опытно-экспериментальная часть
Страница 1

Для проведения исследования мы определили нижеописанные методики, разработанные В. Богомоловым. Мы провели параллельный эксперимент, который продолжался с января 2005 года по февраль 2006 года. Базой исследования выбрали 5 семей с разным количеством детей и социальным положением. Эксперимент включал в себя этапы: констатирующий, формирующий и контрольный. Цель эксперимента – улучшение коммуникативных способностей детей. Выбор наш пал не случайно на эти умения: многие дети не умеют общаться со сверстниками, взаимоотношения в семье не складываются.

Задачи исследования:

1. изучить литературу по проблеме влияния сказок на детей дошкольного возраста;

2. ознакомиться с несколькими сказкотерапевтическими методиками, используемыми в семьях для работы с детьми;

3. продумать и провести эксперимент;

4. выявить влияние сказок на развитие коммуникативных способностей детей;

5. через методы сказкотерапии помочь родителям развить умение общаться у детей.

Объектом исследования стали дети, неохваченные общественным дошкольным воспитанием, а предметом – коммуникативные способности детей в условиях семейного воспитания.

Характеристика семей:

01. Отец: Меркедонов Григорий Леонидович(44 года)

Мать: Меркедонова Ольга Владимировна(44 года)

Дети: Вова(3.08.2000) и Никита(27.03.1995)

02. Мать: Мурадова Светлана Александровна(52года), разведена

Дети: Сергей (15.06.2001)

03. Отец: Бондарь Алексей Александрович(30 лет)

Мать: Бондарь Инга Игоревна(25лет)

Дети: Никита(26.05.1998), Даниил(04.05.2001) и Елизавета(04.05.2001)

04. Отец: Терещенко Дмитрий Николаевич (26 лет)

Мать: Терещенко Марина Васильевна (23 года)

Дети: Вероника(26.04.2001)

05. Отец: Мамсуров Руслан Муратович(30 лет)

Мать: Мамсурова Людмила Витальевна(29 лет)

Дети: Давид(28.07.2000) и Вика(06.07.2001)

В дипломном исследовании мы выдвинули рабочую гипотезу, что специально подобранные сказкотерапевтические методики в условиях семейного воспитания положительно влияют на развитие коммуникативных способностей детей. В качестве методов были использованы: сказкотерапевтический тренинг, сочинение сказок детьми, игровая семейная терапия, адаптированные психодиагностики, изучение литературы. Методологической основой выбрали арт-терапевтическую теорию, разработанную Т. Зинкевич-Евстигнеевой.

Первый этап исследования – констатирующий эксперимент – включал в себя три адаптированные нами методики (сроки проведения январь-февраль 2005 года):

1. Методика «Изучение типа общения ребенка со взрослым». (см.Приложение1).

Цель: выявить, какой тип общения сформирован у ребенка.

Результаты обследования:

Семья 01

Семья 02

Семья 03

Семья 05

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы: у большинства детей наблюдается склонность к манипуляции с игрушками и к бессюжетной игре с ними, чем к общению со взрослыми, что говорит о разобщенности в семье.

2. Методика «Личностное ожидание ребенка в общении со взрослым» (см. Приложение 1).

Цель: понять, как ребенок представляет, какое поведение ожидают от него близкие, какова будет реакция на его поступки, чего следует ожидать от взрослых.

Выводы: у детей высокий уровень притязаний.

3. Методика «Семейная социограмма». (см.Приложение 1)

Цель: выявить положение ребенка в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье.

Выводы: дети обозначают свои социограммы под взрослыми, на большом расстояние от них, что говорит о разобщенности в семье.

Следующим этапом исследования стал формирующий эксперимент (сроки проведении: март-апрель 2005 года), для проведения которого был разработан план коррекционной работы как индивидуальный, так и для каждой семьи. (на основе сказок И.В. Стишенок).

Цель: развитие коммуникативных способностей.

Приводим фрагмент эксперимента. Сказки и игры, которые использовались здесь, приведены в приложении 2.

Семья 01.

Анализ, рассказывание и проигрывание в ролях сказки «Птенец». Цель – дать оценку своей роли в семье, осмыслить ее и выйти на новый уровень взаимоотношений.

Фрагмент из наблюдения № 1.

При прочтении сказки ребенок проявлял интерес, задавал вопросы. Анализировал сказку охотно, дополнял ее своими рассуждениями, а проигрывать ее согласился с трудом, т.к. очень зажат. Но с помощью родителей удалось уговорить.

Страницы: 1 2


Понятие карьеры и ее виды
Понятие "карьера" широко распространено на Западе (например, в США профориентация часто вообще называется "психологией карьеры"). В России существует своя традиция употребления слова "карьера" - это успех в какой-либо деятельности, но с некоторым негативным оттенком (типа "карьеризм"). В американс ...

Курт Левин
К.Левин является автором и основателем психологической теории поля. Теория психологического поля – метод анализа жизненного пространства отдельного человека или группы людей, описывающий закономерности поведения и взаимодействия индивидов, а так же раскрывающий различные психологические явления. «Лучше всего теорию поля охарактеризов ...

Семь шагов к взвешенному решению
Так как же определить для себя "Кем мне быть?" 1. Составить список подходящих профессий. Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят. 2. Составить перечень требований выбираемой профессии Составьте список своих требований: выбираемая профессия и будущи ...