Опытно-экспериментальная частьСтраница 1
Для проведения исследования мы определили нижеописанные методики, разработанные В. Богомоловым. Мы провели параллельный эксперимент, который продолжался с января 2005 года по февраль 2006 года. Базой исследования выбрали 5 семей с разным количеством детей и социальным положением. Эксперимент включал в себя этапы: констатирующий, формирующий и контрольный. Цель эксперимента – улучшение коммуникативных способностей детей. Выбор наш пал не случайно на эти умения: многие дети не умеют общаться со сверстниками, взаимоотношения в семье не складываются.
Задачи исследования:
1. изучить литературу по проблеме влияния сказок на детей дошкольного возраста;
2. ознакомиться с несколькими сказкотерапевтическими методиками, используемыми в семьях для работы с детьми;
3. продумать и провести эксперимент;
4. выявить влияние сказок на развитие коммуникативных способностей детей;
5. через методы сказкотерапии помочь родителям развить умение общаться у детей.
Объектом исследования стали дети, неохваченные общественным дошкольным воспитанием, а предметом – коммуникативные способности детей в условиях семейного воспитания.
Характеристика семей:
01. Отец: Меркедонов Григорий Леонидович(44 года)
Мать: Меркедонова Ольга Владимировна(44 года)
Дети: Вова(3.08.2000) и Никита(27.03.1995)
02. Мать: Мурадова Светлана Александровна(52года), разведена
Дети: Сергей (15.06.2001)
03. Отец: Бондарь Алексей Александрович(30 лет)
Мать: Бондарь Инга Игоревна(25лет)
Дети: Никита(26.05.1998), Даниил(04.05.2001) и Елизавета(04.05.2001)
04. Отец: Терещенко Дмитрий Николаевич (26 лет)
Мать: Терещенко Марина Васильевна (23 года)
Дети: Вероника(26.04.2001)
05. Отец: Мамсуров Руслан Муратович(30 лет)
Мать: Мамсурова Людмила Витальевна(29 лет)
Дети: Давид(28.07.2000) и Вика(06.07.2001)
В дипломном исследовании мы выдвинули рабочую гипотезу, что специально подобранные сказкотерапевтические методики в условиях семейного воспитания положительно влияют на развитие коммуникативных способностей детей. В качестве методов были использованы: сказкотерапевтический тренинг, сочинение сказок детьми, игровая семейная терапия, адаптированные психодиагностики, изучение литературы. Методологической основой выбрали арт-терапевтическую теорию, разработанную Т. Зинкевич-Евстигнеевой.
Первый этап исследования – констатирующий эксперимент – включал в себя три адаптированные нами методики (сроки проведения январь-февраль 2005 года):
1. Методика «Изучение типа общения ребенка со взрослым». (см.Приложение1).
Цель: выявить, какой тип общения сформирован у ребенка.
Результаты обследования:
Семья 01
Семья 02
Семья 03
Семья 05
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы: у большинства детей наблюдается склонность к манипуляции с игрушками и к бессюжетной игре с ними, чем к общению со взрослыми, что говорит о разобщенности в семье.
2. Методика «Личностное ожидание ребенка в общении со взрослым» (см. Приложение 1).
Цель: понять, как ребенок представляет, какое поведение ожидают от него близкие, какова будет реакция на его поступки, чего следует ожидать от взрослых.
Выводы: у детей высокий уровень притязаний.
3. Методика «Семейная социограмма». (см.Приложение 1)
Цель: выявить положение ребенка в системе межличностных отношений и характер коммуникаций в семье.
Выводы: дети обозначают свои социограммы под взрослыми, на большом расстояние от них, что говорит о разобщенности в семье.
Следующим этапом исследования стал формирующий эксперимент (сроки проведении: март-апрель 2005 года), для проведения которого был разработан план коррекционной работы как индивидуальный, так и для каждой семьи. (на основе сказок И.В. Стишенок).
Цель: развитие коммуникативных способностей.
Приводим фрагмент эксперимента. Сказки и игры, которые использовались здесь, приведены в приложении 2.
Семья 01.
Анализ, рассказывание и проигрывание в ролях сказки «Птенец». Цель – дать оценку своей роли в семье, осмыслить ее и выйти на новый уровень взаимоотношений.
Фрагмент из наблюдения № 1.
При прочтении сказки ребенок проявлял интерес, задавал вопросы. Анализировал сказку охотно, дополнял ее своими рассуждениями, а проигрывать ее согласился с трудом, т.к. очень зажат. Но с помощью родителей удалось уговорить.
Причины агрессии, ее виды и механизм действия
Склонность человека к агрессивным действиям пытались объяснять по-разному. Одной из первых возникла точка зрения, согласно которой у животных и у человека существует врожденный «инстинкт агрессивности». Фрейд указывал на инстинктивные основы человеческого стремления к разрушению, считая бесплодными попытки приостановить этот процесс.
Ч ...
За пределами автономного человека
Как радикальный бихевиорист Скиннер отрицал все представления о том, что люди автономны и их поведение определено предполагаемым существованием внутренних факторов (например, неосознанных импульсов, архетипов, черт личности). Такие умозрительные концепции, замечал он, возникли в примитивном анимизме и продолжают существовать, потому что ...
Этапы общения
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
А) Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
Б) Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
В) Ориентировка в личности собеседника.
Г) Планирование содержания своего общ ...