Психология симпатий и антипатий
Страница 1

Материалы » Психология симпатий и антипатий

Существует немало различных интерпретаций того факта, что индивид ищет общество себе подобных. Заметим, подобных себе. Данный поиск связан с желанием был вместе, рядом, поблизости, что вряд ли диктуется необходимостью контакта с антипатичным другим.

Кроме того, индивид стремится быть с подобным себе (вопрос: в чем подобным?). Эти два момента ("поиск" и "подобие") очень связаны между собой. Поиск есть не что иное, как потребность в контакте, общении, возникающая у человека чуть ли не с момента рождения. Наиболее отчетливо эта потребность проявляется в полтора—два месяца. С этого момента человек становится объектом и субъектом симпатии и антипатии. В процессе всей жизни симпатии и антипатии людей постоянно сопровождают человека, формируют его доминирующее отношение к другим, самому себе, ко всей жизни в целом. Противоречие между поиском себе подобного, ориентацией на симпатии и столкновение с непохожими, несимпатичными в чем-то — вот источник постоянного развития межличностных отношений.

Симпатия, по словарю С. Ожегова, есть влечение, сочувствие. Симпатичный же — вызывающий симпатию, расположение к себе, привлекательный. Заметим, что язык человеческих чувств и отношений недостаточно совершенен. Более того, вербальные эквиваленты ощущений-чувств не могут описать достаточно точно симпатии-антипатии. Только пропуская все через себя, человек начинает понимать других, свое собственное Я.

Более общим явлением межличностных отношений вы ступает привлекательность. К составным элементам взаимной привлекательности — непривлекательности относятся симпатии — антипатии и притяжение — отталкивание. Если симпатия — антипатия представляет собой переживаемое удовлетворение — неудовлетворение от реального или мысленного контакта с другим, то притяжение — отталкивание есть практическая составляющая этих переживаний. Притяжение— отталкивание, как одно из составляющих межличностной привлекательности — непривлекательности, в основном связано с потребностью человека быть вместе, рядом с определенным другим человеком или не быть вместе, рядом. Притяжение — отталкивание часто, но не всегда, связано с переживаемой симпатией—антипатией (эмоциональным компонентом межличностных отношений).

Такое противоречие возникает часто при однонаправленных отношениях популярности какой-либо личности: "К ней по чему-то тянет, без видимого удовлетворения быть вместе и рядом". Межличностная привлекательность — непривлекательность может приобретать устойчивый характер связи между людьми, переходить во взаимную привязанность или не приязнь друг к другу. Так, мимолетные симпатии — антипатии включают мотивационные компоненты личности, что выражается в возникающих состояниях притяжения или отталкивания.

Стремление быть вместе реально или мысленно (в представлениях) может стать устойчивой потребностью конкретных лиц. В этом случае, когда готовность субъектов к тому или иному типу взаимодействия становится устойчивой, можно говорить об определенном типе межличностных отношении: приятельских, любовных, супружеских, дружеских, товарищеских. В силу взаимного характера межличностных отношений в их регулировании принимают участие такие три мотивационных момента, как: "я хочу", "я могу" и "нужно".

Личного желания ("я хочу") недостаточно для образования отношений. Необходимо согласование взаимных мотивов (желаний) и возможностей ("я могу" удовлетворить потребность другой личности) Наконец, третий момент "надо" есть важнейшая детерминанта образования и раз вития или распада отношений. "Надо—не надо"—являющаяся не субъективной стороной отношений, а объективной, характеризует общественную необходимость в каждом конкретном типе отношений.

Так, приятельские, любовные, дружеские отношения могут вступить в противоречия с производственными, экономическими, нравственными отношениями общности в которой возникают межличностные отношения. Данные общественные отношения либо стимулируют, либо разрушают межличностные отношения конкретных людей. В свою очередь, приятельские, любовные, дружеские отношения могут "разъедать" общественные отношения, извращая определенным образом их смысл. В этом случае общество и его разнообразные общности стремятся привести в соответствие межличностные и общественные отношения.

П. Слейтер считает, что между деловыми и дружескими отношениями существуют значительные различия. В связи с этим он приводит мысль о несовместимости близких межличностных отношений и деловой активности производственных отношений. Высказанное мнение правомерно хотя и требует некоторого уточнения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


V стадия. Юность (Подростковый возраст и ранняя юность)
Юность, на которую приходится пятая стадия развития по Эриксону, считается очень важным периодом в психосоциальном развитии человека; является продолжением латентной стадии по Фрейду. Она характеризуется самым глубоким жизненным кризисом – кризисом идентичности. За ним следует либо обретение «взрослой идентичности», либо задержка в разв ...

Психологические особенности младших школьников
Младший школьный возраст (с 6-7 до 10-11 лет) определяется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка – поступлением в школу. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Новая социальная ситуация ра ...

Целевая установка и организационно-методические указания. Цели и задачи изучения дисциплины
Цель преподавания курса «Психология бизнеса» – изучение психологических особенностей поведения человека в бизнесе. Предмет изучения – деятельность человека в сфере бизнеса. Задачи курса: – сформировать у студентов представление об общих особенностях бизнеса как социокультурного института и как вида деятельности и тех требованиях, к ...