Психология симпатий и антипатий
Страница 2

Материалы » Психология симпатий и антипатий

Во-первых, не может быть полного обезличения никаких общественных отношений. В любых взаимодействиях всегда присутствует момент привлекательности — непривлекательности. Вопрос заключается лишь в том, где присутствие этого момента оправдано больше, а где — меньше. На производстве результаты совместной деятельности, экономическая эффективность-главный критерий оценки пользы или вреда межличностных отношений.

Во-вторых, необходимо определить степень близости межличностных отношений, их приемлемость для тех или других обстоятельств. В условиях, при которых важно соблюдение производственных, экономических, нравственных, гражданских и т. д. норм отношений, близкие отношения могут затруднять их функционирование. Превращение же приятельских, любовных, супружеских, дружеских отношений в функциональные, утилитарные ведет к их раз рушению или утрате удовлетворения от них. В-третьих, важно адекватно оценивать возможность тех или иных меж личностных отношений.

Неадекватные ожидания в отношениях, как и их проявление в поведении, приводят к разнообразным недоразумениям, напряженности, конфликтам, вплоть до распада меж личностных отношений. В-четвертых, необходимо учитывать "точки отсчета" в межличностных отношениях; "от себя" и "от других". Наличие устойчивых отношений, в которых проявляется позиция "от себя" и "для себя", ориентировано на использование общественных отношений, в том числе межличностных, в свою пользу. Наоборот, позиция "от других" обеспечивает функционирование общественных отношений согласно их социально значимому предназначению.

Рассматриваемый момент отношений имеет нравственно-психологическую природу. Число отмеченных поправок может быть существенно увеличено, но все они должны быть "взвешены" по степени значимости при решении конкретных практических задач. Люди, испытывающие взаимные симпатии и притяжение по отношению друг к другу, при вовлечении в совместные действия принимают во внимание предубеждения и слабости, присущие каждому из них. Чем большее притяжение испытывают люди, тем более склонны они к снисходительности, а следовательно, и к большему согласию друг с другом. В свою очередь, притяжения, взаимные симпатии не могут возникнуть без определенного сходства мнений и оценок.

Поскольку взаимные выборы и отвержения не задаются жестко внешними условиями, нормами, инструкциями, возникает вопрос о том, что же притягивает — отталкивает, вызывает взаимные симпатии — антипатии: подобие, сходство или различия, дополнения.

В настоящее время "равноправно" существуют два направления в исследовании межличностной привлекательности: одно утверждает значимость сходства, другое—контраст (взаимодополняемость).

Согласно теории "балансных моделей" сходство в аттитюдах (установках) относительно важных объектов (включая самих себя) усиливает взаимную привлекательность.

Данная теория предполагает действие трех основных компонентов, соотношение которых и регулирует привлекательность — непривлекательность (притяжение-симпатия, отталкивание-антипатия). Первый компонент—личность А, второй компонент—личность В, третий компонент—некоторый объект Х или обсуждаемый вопрос, идея. Возможны различные соотношения привлекательности — непривлекательности между А и В, что определяется их отношением к X. Если Х привлекателен для А и В, то между А и В скорее всего будет наблюдаться взаимная привлекательность. Баланс отношений А и В нарушается при появлении в триаде элемента непривлекательности. Основным положением теории Хзйдера является тезис о том, что люди имеют тенденцию предпочитать сбалансированные ситуации в своих межличностных отношениях.

В основу этого утверждения автор берет факт существования некоторой внутриличностной силы и напряжения, которые приводят к достижению баланса. В условиях дисбаланса личность будет испытывать напряжение и даже дискомфорт. Поэтому предполагается, что она изменит свое поведение или мнение таким образом, чтобы максимизировать баланс, изменяя либо свои симпатии к другому лицу, либо свою ориентацию ("симпатию") по отношению к Х (объекту, мнению).

В условиях баланса личность А испытывает относительно меньшее напряжение и не меняет ни своего поведения, ни мнения в отношении личности В и объекта, мнения Х В реальной жизни моменты "абсолютной" сбалансированности в трехкомпонентной схеме отношений встречаются редко. Система находится в постоянном развитии, что вызывает колебательные процессы баланса — дисбаланса. За счет этого и развиваются, уточняются отношения, накапливается межличностный опыт каждой личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Тестирование
Специалистам по персоналу известны, как правило, тысячи различных тестов. Из этого многообразия можно выделить основные. Тесты выполнения отдельных работ. Например, тест на компьютерное программирование для программистов, тест на вождение для водителей, прослушивание для музыкантов, тесты по машинописи и т. п. Кандидатов просят продела ...

Диагностика степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе. Методика и цели диагностики степени реагирования в конфликтной ситуации в классном коллективе
Целью диагностики является выявление связи между характером, темпераментом, эмоциональным состоянием ученика и степенью реагирования в конфликтной ситуации, В рамках данной диагностики осуществлялось тестирование учащихся СШ №32 в двух классах. В эксперименте принимало участие 52 учащихся 8-ых классов. Учащимся было предложено выполн ...

Младенчество.
Сказать, с какого возраста у ребенка появляются мотивированные, т. е. осознанные действия, чрезвычайно трудно. А. Пейпер писал: «Мы отказываемся судить о содержании сознания грудного ребенка; последнее недоступно исследованию; невозможно установить, когда именно у растущего ребенка появляется сознание» (38; 468). Это так. Однако трудно ...