Психология симпатий и антипатий
Страница 4

Материалы » Психология симпатий и антипатий

Н. Коган трактует объект Х в модели А — В — Х как третью самостоятельную личность, антропоморфизируя или очеловечивая объекты, с которыми связаны люди. Действительно, объект обсуждения не является безразличным как для личности А, так и для личности В. Помине этого он как бы "синтезирует в себе" проецируемые качества двух реальных партнеров. Именно субъективный перенос своих качеств на объект, переживаемый как "чувство собственности", делает объект Х третьей личностью. Через объект (предмет обмена, идею) и возможна связь двух лиц, которые заинтересованы в удовлетворении своих потребностей в общении. Познавательная, эмоциональная и практическая ценность объекта заставляет решать задачу либо сбалансированности в отношениях, либо дисбаланса, что опять-таки стимулирует общение между партнерами.

И все же главным из пяти переменных (по Ньюкому) является совпадение собственных симпатий партнера А и воспринимаемой им симпатии со стороны этого другого — В, что и нашло отражение в работе X. Тейлор.

Д. Брокстон изучал факторы межличностной привлекательности, определявшие степень удовлетворенности проживания студентов в одной комнате. Испытуемыми были 121 женщина, у которых в течение половины академического года меняли напарницу по комнате, определяя при этом их субъективную удовлетворенность своими соседками. Выяснилось, что субъективная удовлетворенность выше в той случае, когда в больше* степени совпадают представление о самой себе ("я — концепция") и восприятие (представление) данного лица другим человеком. Речь идет о совпадении "я — концепции" личности А с "концепцией — он", т. е. А другой личностью В. И соответственно наоборот. Без этого взаимного совпадения представления о себе и о другом невозможна сбалансированность отношений.

Таким образом, межличностная привлекательность является прямо связанной со взаимным согласием относительно "я — концепций". Не реальное сходство реальных качеств личности А и В определяет межличностную привлекательность, а представления, как осознаваемые личностные черты характера, темперамента, ценностных ориентации. Личность А является привлекательной для другой личности В, если она (личность А) воспринимается В так же, как сама она (А) оценивает себя (со всеми своими "любимыми и нелюбимыми" качествами).

"Любимые" качества каждой личности составляют основу собственной уверенности, удерживающей личность от перестройки. "Нелюбимые" же качества, отвергаемые в себе, личность обычно стремится как-то усовершенствовать, перестроить, отвергнуть. Между тем данные качества более или менее осознаются личностью и при всем <своем неудобстве" лично ей принадлежат. Это дилемма "хорошего" и "плохого", причем своего личного и может быть даже неизбежного.

Важным моментом согласия в восприятии и представлении "я — концепций" друг друга является потребность в том, чтобы тебя кто-то понимал и, следовательно, принимал таким, какой ты есть. Заметим, что именно непонимание возводится в ранг основной причины разногласий между людьми, различными общностями, группами. Осознание того, что ты понимаем другим, способствует дальнейшему успешному взаимодействию. Поскольку же полного взаимопонимания быть не может, сохраняется в значительной мере та дистанция, которая вызывает у люден взаимный интерес друг к другу.

Плодотворность идеи "балансных моделей" находит серьезное подтверждение при изучении межличностных затруднений и конфликтов, когда фактически личность А и В решают вопрос согласия — несогласия по третьему компоненту Х (идее, другому человеку и т. д.). Динамика развития конфликта как раз и подтверждает, что партнеры (в данном случае соперники), достигнув определенного уровня эмоциональной включенности, обнаруживают несогласие не по рациональной сути идеи, а по характеру отношений к этому третьему компоненту. Собственно и о конфликте говорят тогда, когда рациональная, т. е. осознаваемая, логически верно выстроенная проблема (третий компонент) превращается в эмоциональную составляющую каждой личности А и В.

Таким образом, в балансной модели каждая связь трех элементов А — В — Х имеет трехкомпонентный состав: информационный, эмоционально-коммуникативный и регулятивный (практический). В динамике баланса и дисбаланса модели также последовательно проявляются познавательный, эмоциональный и регулятивный компоненты. Важный шаг в понимании установок как факторов, определяющих межличностную привлекательность, сделан в работах Г. Бирна. Установка рассматривается здесь как готовность, предрасположенность, возникающая при неосознанном предвосхищении определенной ситуации. Это соответствие когнитивной, эмоциональной и регулятивной готовности человека (субъекта) к восприятию возможной ситуации, требующей соответственно когнитивной, эмоционально-коммуникативной и регулятивной (волевой) активности человека.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Результаты исследования и их интерпретация
Результаты, полученные при проведении исследования, представлены на рис. 1, 2, 3. Рис.1. Результаты исследования подростков по методике Я (Кун и Мак-Портленд) Как видно на рис.1, подростки из неблагополучных семей отличаются низким уровнем самопрезентации. У подростков из неблагополучных семей содержание ответов чаще несли отрицател ...

Познавательные процессы для человека. Интеллект
Сейчас существует несколько концепций в измерении интеллекта. Ода из концепций утверждает в качестве исследуемого количество приобретенных знаний. Другая измеряет скорость мыслительной работы. Исследования показывают правоту последней концепции, т.е. чем длиннее время реакции, тем ниже интеллект. Уровень развития общего интеллекта часто ...

Преодоление комплекса неполноценности
Проявление застенчивости означает, что какие-то свои особенности мы не склонны принимать целиком и полностью, и это заставляет нас полагать, будто и окружающие воспримут их с такой же категоричностью. И это тоже всего лишь надуманные представления. Когда мы с собой в ладу, мы чувствуем себя вполне комфортно и общаясь с другими людьми. Н ...