Психология симпатий и антипатий
Страница 3

Материалы » Психология симпатий и антипатий

Одновременный положительный знак (симпатия) между тремя компонентами сменяется появлением отрицательного знака (антипатии) в системе А—В — X. Флуктуация связей положительных (симпатий) и отрицательных (антипатий) — непременное условие развития личностей, включенных в общение.

Т. М. Ньюком, уточняя теорию Хайдера, вводит концепцию воспринимаемых отношений, когда личности А и В регулируют свои отношения не столько посредством учета реального поведения и мнений, сколько путем восприятия отношений в трехкомпонентной системе. Модель Ньюкома в самом упрощенном виде состоит из пяти переменных' симпатия А к В, воспринимаемая симпатия В к А, отношение (симпатия) А к объекту X, восприятие А—В, восприятие личностью А отношения (симпатии) В к X. Данная схема, включающая пять компонентов, демонстрирует всю сложность связей парных отношений личности А и В.

Все многократно усложняется при появлении на "орбите" отношений третьего лица и тем более большего числа лиц. Т. М. Ньюком считает, что общение будет развиваться в диадах как следствие минимального дисбаланса, баланс же может возникать через общение как согласование мнений, оценок.

Общение позволяет лицу А определить некоторые особенности восприятия другой личности В (в том числе восприятие В—А, Хи отношения А—X). Воспринимаемое сходство (подобие) является ключевым фактором во взаимном притяжении людей. В отличие от действительного подобия установок (отношений) оно обращено к индивидуальной оценке разницы между своим мнением и мнением другого в отношении объекта обсуждения Так, личность А притягивается В, если А воспринимает В как подобную себе в установках.

Установление сходства мнений, оценок происходит между людьми постоянно, но в одних случаях им придается большее значение, в других — меньшее. Так, незнакомые случайно встретившиеся люди, обсуждающие прогноз погоды, могут обнаружить подобие с большей легкостью. Несходство же мнений может и не вызвать особого дисбаланса отношений между ними Другое дело супружеские или производственные отношения.

Здесь сходство — различие мнений и оценок более важно для оптимального функционирования отношений. Поэтому система вырабатывает схему "зон согласия и несогласия", которая устраивает обе стороны. В противном случае напряжение (как дисбаланс) может привести к конфликтам и даже разрушению отношений. Вместе с тем и "абсолютное согласие" мнений и оценок одной из сторон или обеих (А и В) может породить сомнение в искренности, открытости отношений. В этом случае внешнее согласие А и В будет демонстрировать поверхность отношений.

Т. М. Ньюком проводил разнообразные измерения степени подобия—различия установок (отношений) в группах студентов, живших вместе в общежитии и ранее между собой незнакомых.

Он обнаружил, что в течение нескольких недель сильную взаимную привлекательность (притяжение и симпатию) испытывали студенты, проявлявшие в самом начале совместного проживания в общежитии наибольшее подобие установок (сходство во мнениях по различным вопросам жизни). Выявлены значительные положительные коррекции между первоначальным сходством в ценностных ориентациях, измеренных по ценностной шкале Олпорта — Вернона, и межличностной привлекательностью в конце 14-й недели совместного проживания в общежитии.

Наличие сходства в ценностных ориентациях вызывает большее согласие между людьми в их отношениях к миру, другим людям, самим себе. Наоборот, меньшее сходство в ценностных ориентациях как бы разводит людей, снижает их взаимную привлекательность.

Не исключено обратное влияние межличностной непривлекательности на расхождения в оценках и мнениях по различным вопросам жизни и деятельности. Вероятность согласия с привлекательным человеком всегда большая, чем с непривлекательным, поскольку привлекательность включает не только симпатию, но и "физическое" притяжение. Согласие во мнениях и оценках усиливает сбалансированность межличностных отношений.

В одном из своих поздних исследований Т. М. Ньюком изучал динамику межличностной привлекательности — непривлекательности. Понедельное измерение симпатий — антипатий (как желание быть вместе и общаться и, наоборот, нежелание быть вместе и общаться) у 17 мужчин, первоначально незнакомых, показало индивидуальное разнообразие изменений в течение всего периода совместного проживания. Вместе с тем при всем разнообразии устойчивости симпатий — антипатий в каждом парном сочетании была подтверждена роль трехкомпонентного баланса. Изменение симпатии — антипатий детерминировалось отношением А и В к третьему элементу — X, т. е. к объекту, идее, ценности. Больше того, если в течение некоторого времени один из партнеров не менял своего отношения к объекту X, пара распадалась В основном же (более 60 %) пары предпочитали сбалансировать отношения за счет взаимной коррекции мнений по поводу отношения к объекту X.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Теоретические подходы в психологии к изучению проблемы мотивации у младших школьников. Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебно-спортивной деятельности
Мотивация как система действий, отвечающих за побуждение деятельности, просит понятия, которое структурировало бы эту систему. В качестве такового понятия выделяют отдельный мотив, потребность либо желание как «единицу» мотивации. Слово мотив по своему происхождению – «приводящий в движение»[7,59]. Побуждение к действию определенным мо ...

Выделение существенных признаков
Испытуемый довольно легко справился с данным заданием. Ошибки были в пунктах 5 и 8. В №5 испытуемый сначала указал на то, что куба не бывает без углов и чертежа, но тут же сам исправил ошибку - "А нет - углы и сторона". В № 8 был дан такой ответ: "Игры не бывает без карт и игроков". Однако после дополнительного вопро ...

Содержание тем дисциплины
Тема 1. Бизнес как социокультурный институт Бизнес в России – исторический аспект. Бизнес и его психологические предпосылки. Бизнес как юридически законная деятельность. Бизнес как часть социальной системы. Тема 2. Психология деятельности бизнесменов Бизнес в сравнении с другими видами деятельности. Бизнес и спорт. Бизнес и военное д ...