Психология симпатий и антипатий
Страница 6

Материалы » Психология симпатий и антипатий

Схематически соотношения приятно — неприятно ведущих себя, контрастных — подобных по "я — концепциям" могут быть представлены так, как это изображено на схеме

Стрелка со сплошной линией указывает на то, что данное сочетание вызывает большую симпатию, стрелка же с пунктирной линией фиксирует меньшую симпатию.

Вместе с тем не только эмоциональный фон (положительный и отрицательный) определяет значимость подобия — контраста "я — концепций" при образовании симпатий — антипатий. Так, Д. Новак и М. Лернер, исследуя пациентов с некоторыми эмоциональными расстройствами обнаружили, что в созданной экстремальной ситуации испытуемые отвергают подобных себе лиц в большей степени, чем несхожих. Ученые почти вплотную подошли к таким двум важным аспектам проблемы, как:

а) выделение роли реальных личностных характеристик (эмоционально-коммуникативная сфера, а не только ее представление и оценки в "я — концепции" человека);

б) определение уровня функционирования свойств личности (расстройство эмоциональной сферы есть отклонение от некоторого нормального функционирования, характеризующегося повышенной или пониженной эмоциональностью человека).

Выявление значения подобия — контраста предполагает не только определение этого различия, но и знание уровня выраженности тех или иных качеств у партнеров — членов группы. Конечно, у лиц, имеющих эмоциональные расстройства, "я — концепция" имеет свою специфику, но она в большей или меньшей мере отражает реальные качества личности. В данном случае высокая эмоциональная чувствительность в неустойчивость поведения, низкая адекватность оценок значимости событии жизни делают личность нестабильной в общении.

Когда два человека с эмоциональным расстройством (одинаково значительным, т. е. на высоком уровне) вынуждены общаться непосредственно или опосредованно, возникает их субъективная неудовлетворенность друг другом.

Антипатия является следствием высокой внутриличностной неустойчивости, которая в условиях общения усиливается за счет индуцирования состояний нестабильности эмоциональной сферы. Такое взаимовлияние усиливает и усугубляет одновременно внутри- и межличностную неустойчивость партнеров.

Иная ситуация возникает, если приходится общаться партнерам, не имеющим крайнего нарушения эмоционально-коммуникативной сферы. В Этом случае их подобие, как правило, не приводит к возникновению антипатий. Правда, система отношений за счет внутриличностной стабильности должна здесь быть устойчивее. Последнее уменьшает вероятность негативных отношений.

На межличностную привлекательность влияют и представления о предполагаемом сотрудничестве и соперничестве (конкуренции). В данном случае только возможное, а не реальное общение формирует установку (готовность к определенному типу когнитивного отношения другого, отношения к нему и поведения с ним). Рассматриваемое влияние предполагаемых условий кооперативного и конкурентного взаимодействия исследовали М. Лернер и В. Шерер. Информацию о другом (предполагаемом партнере) испытуемые получали якобы из соседней комнаты. В действительности же интервью предварительно было записано на магнитофоне. Интервью было отрежиссировано и отрепетировано таким образом, чтобы у слушающего его формировались две противоположные установки: на сотрудничество и соперничество с предполагаемым партнером. Показатели, полученные в предполагаемых ситуациях сотрудничества и соперничества, сравнивались с результатами контрольной ситуации, в которой взаимодействие вообще не ожидалось. Испытуемые должны были заполнить опросник на себя и на другого "мнимого" партнера. И если в первых двух случаях перед заполнением опросника испытуемый получал информацию о предполагаемом соперничестве и сотрудничестве, то в третьем случае (контрольные условия) прослушиваемое интервью не предполагало последующего общения.

Специально оценивалась межличностная дистанция, к которой стремился испытуемый в случае предполагаемого сотрудничества, соперничества и в условиях, когда взаимодействие не ожидалось. Межличностная (социальная) дистанция в данном случае оценивалась по желанию испытуемого близко взаимодействовать с предполагаемым партнером (жить в одной комнате, быть лично знакомым). Привлекательность определялась по 15 шкалам, сумма которых могла служить основанием для оценки симпатии к другому (предполагаемому) партнеру. Полученные результаты говорят о следующем:

1. Ожидаемое конкурирующее взаимодействие приводит к уменьшению "видимого" сходства с партнером, которое невольно оценивается испытуемым при заполнении опросника "на себя" и "на другого" (т. е. соперника). Заполнение двух опросников с аналогичными вопросами (на себя и другого) заставляет личность неосознанно проводить сравнение "я—другой". Для понимания сути соревновательной ситуации (даже предполагаемой, как в данном случае) следует иметь в виду, что оценивание и сравнение себя и соперников является главным фактором, регулирующим поведение. Поэтому при оценке подобия — контраста (ожидаемого соперничества) испытуемый невольно переоценивает различия между собой и предполагаемым партнером.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


“Мотивация успеха и боязнь неудачи” (А.А. Реан).
Как показали результаты исследования преобладающей является мотивация достижения успеха. Однако ярко представлен и невыраженный мотивационный полюс (около 50% во всех возрастах). Очевидно и то, что в раннем подростковом и раннем юношеском возрастах мотивация избегания неудачи проявляет себя более заметно, нежели в другие возрастные пери ...

Рекомендации по укреплению психического здоровья личного состава, создание наиболее благоприятных условий для психической деятельности военнослужащих в мирное и военной время, предупреждение возникн
В структуре современных Вооруженных сил офицер является основной фигурой. Уровень профессиональной подготовки офицерского корпуса в значительной степени определяет возможность решать сложные и разноплановые задачи по защите Отечества. Поэтому все наиболее развитые страны мира всегда проявляли и проявляют заботу о повышении качества проф ...

Анализ результатов, полученных после проведения методики «Социальная смелость».
Результаты тестирования представлены в таблице 2 № Испытуемый Баллы Ср. значения мальчиков Ср. значения девочек 1 Александр А. 20 22.2 12.6 2 Иван П. 21 3 Ирина М. 15 4 Анна С. 12 5 Арина И. 18 6 Андрей К. 26 7 Иван М. 23 8 Софья ...