Заключение.Страница 1
Выполненная работа дополняет представление о психологии волевых процессов в общем, и в подростковом возрасте в частности. В работе представлена характеристика подросткового возраста, как переходного, критического, трудного, но и жизнеутверждающего, направленного в будущее.
Социокультурная модернизация и переход экономики на рыночные отношения вызывают необходимость в новом подходе к проблеме социальной самореализации личности.
В наиболее трудном положении в современной ситуации оказались молодые люди, находящиеся в подростковом и юношеском возрасте. Потребность молодежи в самоопределении, стремление к самоутверждению, самоусовершенствованию, с одной стороны, стимулируются происходящими в обществе процессами, с другой – ограничиваются отсутствием социальной поддержки в определении своего места в системе социально-профессиональных отношений.
Общество говорит его члену, что он свободен, независим, может строить свою жизнь в соответствии со своей свободной волей, он может получить то, что хочет, если будет деятелен и энергичен. В действительности для большинства людей все эти возможности ограничены, так как современное общество основывается на принципе индивидуального соперничества.
Именно поэтому вопросы изучения и развития воли в подростковом возрасте особенно актуальны в настоящее время.
Приложение 1
МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ
Анкета изучения импульсивности и волевой регуляции подростков.
1. Всегда быстро находишь ответ, когда тебя о чем-то спрашивают (возможно, и неверный).
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
2. У тебя часто меняется настроение.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
3. Многие вещи тебя раздражают, выводят из себя.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
4. Ты обидчив, но не злопамятен.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
5. Когда кто-то на тебя кричит, он кричит в ответ.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
6. Может нагрубить родителям, учителям.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
7. Требуешь к себе внимания, не хочешь ждать.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
8. Горячишься во время разговора, часто повышаешь голос.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
9. Любишь организовывать и предводительствовать.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
10. Похвала и порицание действуют на тебя сильнее, чем на других.
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
11. Если в пылу полемики ваш оппонент срывается и допускает личный выпад против вас, то вы:
а) отвечаете в еще более грубой форме
б) отвечаете ему тем же,
в) демонстративно оскорбляетесь,
г) прерываете с ним разговор, чтобы успокоиться.
д) не обращаете на это внимание,
12. Если друзья или коллеги начинают над вами подтрунивать, то вы:
а) злитесь на них.
б) стараетесь уйти от них и держаться подальше,
в) сами включаетесь в игру и начинаете подпрыгивать им, подшучивая над собой,
г)делаете безразличный вид, но в душе негодуете.
д) не обращаете никакого внимания
13. Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние твои поступки оказывают на окружающих людей?
а) всегда б) часто в) иногда г) редко д) никогда
Категория общения в социальной психологии
Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.
Категория «общение», напоминает А. Л. Журавлев, является одной из центральных в психологической науке наряду с категориями «мышление», «деятельность», «личность», ...
Психодинамическое направление в теории личности психоаналитическая теория З.
Фрейда
Цель: научить пониманию основных положений психоаналитической теории З. Фрейда с точки зрении ее влияния на психодинамическое направление в теории личности.
Задачи
: сформировать представление об основных исследованиях в области бессознательного до психоаналитической теории З. Фрейда. об основных фактах биографии З. Фрейда и об этапах ...
Структура и общая характеристика волевых качеств
Волевое действие – это сознательное действие, связанное с преодолением серьезных трудностей на пути к цели и, в связи с этим, сопряженное со значительными волевыми усилиями. Таким образом, волевое действие характеризуется не только наличием определенного мотива, цели, формированием образа ожидаемого результата, но и значительным волевым ...