Организационный аспект исследования

Рисунок 1

Для большей наглядности данное обстоятельство, которое являлось одновременно и условием включения подростков в экспериментальную группу, представлено на рисунке 1.

Распределение участников экспериментальной группы по возрастам представлено в диаграмме 1.

Диаграмма 1

Как можно видеть из диаграммы 1 из общего числа подростков преобладают 13-14 летние, т.е. по данным краевого психиатрического диспансера за 2004 – 2005 год именно данный возраст (кризис полового созревания) является тем сложным возрастным периодом, который порождает наибольшее количество поведенческих проблем, что отражено также в литературном обзоре нашей работы.

Характеризуя клинический аспект изучаемой проблемы, необходимо отметить, что в клинической картине состояния подростков преобладал (по медицинской документации) сниженный или изменчивый фон настроения, нарушения сна (чаще трудности при засыпании, маскирующиеся захваченностью игрой на компьютере, утренняя разбитость), заострившаяся тенденция дерзить старшим (родителям, учителям), конфликтовать, трудности социальной адаптации среди сверстников, снижение успеваемости, вспыльчивость, раздражительность, страх одиночества, повышенная тревожность. Достаточно редко (2% из экспериментальной группы) по материалам медицинской документации можно было встретить нарушение аппетита, последнее наблюдалось у девочек и было представлено в виде ночного приема пищи и увеличении массы тела. Это интересный факт, натолкнувший нас на мысль о том, что родителей девочек - подростков, по все видимости, меньше настораживает желание подростков женского пола выглядеть стройнее и соответственно тенденция ограничивать себя в еде, нежели чем переедание с увеличением массы тела. При этом необходимо отметить, что количество девочек из общего первоначального числа (217 подростков) подростков осталось неизменным на момент организации исследования.

Характеризуя клинико-катамнестический аспект исследования, отметим, что за период с 2004 – 2005 г.г. по 2010 год в исследуемой группе подростков произошли следующие клинико-психологические трансформации. Из 126 подростков (в выявленной при первом обращении акцентуацией характера), определенных в период с 2004 – 2005 год в консультативно-лечебную группу краевого психиатрического диспансера 14 человек (11%) переместились за период с 2005 – 2010 год (т.е. за 4±1 год) в группу диспансерного наблюдения. Иными словами, в 11% случаев психоэмоциональный статус подростков утяжелился до уровня душевной патологии. В 89% случаев (112 человек) к 2010 году наблюдалась трансформация в пограничные нервно-психические расстройства. В этом случае подростки так и оставались в консультативно-лечебной группе.

Представим вышеизложенные данные в виде диаграммы.

Трансформация психоэмоционального статуса подростков, определенных краевым психиатрическим диспансером в 2004 – 2005 г.г. в консультативно-лечебную группу, за период с 2005 по 2010 год.

Диаграмма 2

Рассмотрим вопрос нозологической принадлежности психоэмоционального статуса подростков экспериментальной группы, оставшихся за изученный период времени (4, 5 лет) в консультативно-лечебной группе краевого психиатрического диспансера и переместившихся в группу диспансерного наблюдения. Для большей наглядности представим результаты в виде схемы.

Распределение подростков, оставленных в консультативно-лечебной группе и переведенных в группу диспансерного наблюдения за изучаемый период времени (с 2005 по 2010 год), по нозологиям.

Рисунок 2


Констатирующий эксперимент
Итак, задача констатирующего эксперимента состояла, во-первых, в выделении группы креативных дошкольников, во-вторых, в изучении особенностей общения креативных дошкольников со сверстниками. Из теоретического анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что творчество дошкольника выражается более всего и самым ярким образом пр ...

Выводы
Выбор профессии для каждого молодого человека - это выбор своего места в жизни, последующего пути обучения и труда. Без преувеличения можно сказать, что для выпускников общеобразовательной национальной школы - это всегда проблема номер один. Профильное обучение дает возможность ученику познакомиться со своей будущей профессией за счет п ...

Мотив достижения и склонность к риску. Модель выбора риска.
Объяснение поведения с точки зрения взаимодействия личностных диспозиций и ситуационных детерминантов, в рамках исследований мотивации достижения оказалось наиболее результативным. Как выяснилось, решающую роль при этом сыграла модель выбора риска (risk-taking model) Y.W. Atkinson. (57) Эта модель восходит к семейству теорий «ожидаемой ...