Констатирующий эксперимент
Страница 1

Итак, задача констатирующего эксперимента состояла, во-первых, в выделении группы креативных дошкольников, во-вторых, в изучении особенностей общения креативных дошкольников со сверстниками.

Из теоретического анализа психолого-педагогической литературы выявлено, что творчество дошкольника выражается более всего и самым ярким образом проявляется в сюжетно-ролевой игре: замысле, реализации, ролевом поведении в форме воображения, от которого во многом зависит раннее проявление детской креативности. При этом прослеживается связь креативных способностей со всеми сферами психики дошкольника: интеллектом, сознанием, чувствами. Именно в игре происходит комбинирование знаний и представлений ребенка, искренне передаются его мысли и чувства, наиболее ярко выражаются творческие способности. Учеными доказано, что именно в сюжетно-ролевой игре как форме творческой деятельности, роль выступает проявлением творческой способности воображения. Поэтому выбор методики эксперимента, на наш взгляд, является совершенно обоснованным. www.transportzones.ru

Итак, оценка уровня креативности происходила в естественных для дошкольника условиях игровой деятельности. В процессе изучения игровых проявлений у детей были использованы критерии развития креативности, разработанные П. Торренсом и Дж. Гилфордом:

Оригинальность, как способность предложить новый замысел для игры;

Быстрота, как способность быстро адаптироваться в сложившейся ситуации;

Гибкость, как способность предложить новое использование для известного объекта;

Вариативность, как способность предложить различные идеи в той или иной ситуации.

Для определения уровня креативности в игре, детям старшей группы (в количестве 18 человек) были предложены задания по методике Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой [25]. Работа велась в индивидуальной беседе. На исследование по выявлению креативных дошкольников отводился 1 месяц (октябрь).

Задание № 1: "Способность оригинально обыграть игрушку". В группу вносилась игрушка, лиса Алиса, и воспитатель предлагал ребенку обыграть ее. Например: "К нам сегодня в гости пришла лиса Алиса. Ей очень скучно и она хотела бы поиграть с тобой!" (Приложение №1).

Задание № 2: "Придумывание сюжета по условию: "Как бы ты играл, если бы в твою семью приехал доктор Айболит?" (Приложение № 2).

Для качественной оценки были выделены три уровня, оценка проводилась по критериям развития креативности, описанным выше (показатели высокого уровня оценивались тремя баллами, среднего – двумя, низкого – одним баллом).

I уровень – высокий – ребенок с желанием принимает игрушку, оригинально обыгрывает, придумывает свой собственный сюжет.

II уровень – средний – ребенок принимает игрушку, использует уже известный сюжет, заимствованный у взрослых или из мультфильмов.

III уровень – низкий – ребенок принимает игрушку, просто ходит с ней, может произвести какие-то действия, игрушку в сюжет не включает, быстро оставляет ее.

Итак, в ходе первой части констатирующего эксперимента был выявлен контингент креативных дошкольников (высокий уровень – 6 человек, средний – 8, низкий – 4 ребенка (Диаграмма 1).

Для дальнейшей работы была создана экспериментальная группа, состоящая из детей различных уровней креативности (8 человек: 3 ребенка – высокий уровень, 1 – средний, 4 – низкий уровень. (Диаграмма 2).

Диагностика межличностных отношений в экспериментальной группе проводилась в несколько этапов, на каждом из которых проверялось развитость той или иной характеристики общения. Длительность диагностики межличностного общения экспериментальной группы составила 2 месяца (ноябрь – декабрь).

Первым этапом определялось желание ребенка общаться и устанавливать контакты. Для этой цели использовался следующий материал: доска дежурств с прорезями, фотографии детей, список группы, обозначенный условными знаками. На такое индивидуальное обследование детей было отведено три дня.

Диаграмма 1

Диаграмма 2

В часы свободной деятельности мы вызывали ребенка из числа экспериментальной группы и просили подобрать к фотографиям сверстников соответствующие обозначения: "Пожалуйста, помоги мне разложить картинки на доске дежурств. Мне кажется, что они расставлены неправильно. Для этого тебе надо расспросить тех детей, чьи фотографии ты видишь на доске. Если укажут ошибку, исправь". При обработке данных фиксировалось число контактов, как положительных, так и отрицательных, т.е. не приведших к результату.

На втором этапе выявлялась эмоциональная окрашенность, экспрессивность, динамичность (импульсивность) общения со сверстниками. Обследование проводилось фронтально группой (8 чел.) Организовывался кукольный театр по рассказу Виталия Бианки "Хитрый лис и умная уточка". Цель диагностики: спровоцировать реакцию на действия персонажей (в лице сверстника) защитить уточку, предупредить ее об опасности. При обработке данных ориентировались на высокий уровень, если ребенок активен, эмоционален, высказывался в числе первых; средний уровень: активен, эмоционален в меньшей степени, высказывался о поступках персонажей вместе со всеми; низкий уровень: в ситуацию включался всегда последним или вовсе не реагировал на происходящее действие.

Страницы: 1 2 3 4 5


Теоретическое изучение вопроса мотивации достижения успеха, избегания неудачи, тревожности и вопроса их взаимной корреляции. Мотив достижения в структуре личности. Мотив достижения как потребность.
Занимаясь проблемой изучения мотива достижения, одним из первых встает вопрос о том месте, которое занимает мотив достижения в структуре личности. Рядом исследователей мотив достижения включается в структуру потребностей. Этому вопросу посвящены работы У. Макдауголла (W. McDougall), Г. Мюррея (H. Murrey) и Д. Макклелланда (D. McClellan ...

Психофизиологическая характеристика аффективного состояния
Аффект. Очень сильная эмоция; чаще под аффектом понимают сильную отрицательную эмоцию. Аффект может проявляться как в виде кратковременной бурной реакции (например, вспышка гнева), так и в виде длительного состояния (например, аффективное отношение к человеку, месту, событию и т. д.). (Н. Толстых) Аффект неадекватности. Проявляется в ф ...

Невротические потребности: стратегии компенсации базальной тревоги
Чтобы справиться с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций. Они представлены в таблице с соответствующим ...