Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта. Понятие, классификация и сущность конфликта.
Страница 2

Материалы » Конфликты » Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта. Понятие, классификация и сущность конфликта.

Можно привести и другие определения конфликта. Важно сформулировать его общее понятие, имеющее методологическое значение.

В этом плане всякий конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается противоборство между его различными сторонами. Такими сторонами взаимодействия могут выступать индивиды, социальны группы, общности и государства. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру. В любом коллективе люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов, и эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями. Если теперь объединить названные признаки конфликта в единое целое, то можно дать следующее определение.

Конфликт – есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.

В данном определении отражены необходимые свойства конфликта. Но для более полного его понимания как социального феномена приведенная дефиниция нуждается в конкретизации и в более детальном описании необходимых и всеобщих элементов конфликта, его структуры, причин возникновения, функций и динамики.

При этом также как и автор «Общей теории» конфликта К. Болдин, можно утверждать, что все конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития. Изучение этих общих элементов может представить феномен конфликта в любом его специфическом проявлении.

Прежде всего, следует отметить, что основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми внутри структуры самой личности. Именно противоречия и возрождают противоборство между сторонами конфликта. При этом объективные, не зависящие от сознания людей противоречия, коренящиеся в существенных различиях социально-экономических условий их жизни, играют ключевую роль в возникнове­нии конфликтов в обществе: социально-экономическое положе­ние индивида в обществе во многом определяет не только линию его поведения и действия, но и само его сознание, интересы и цели.

Всякий конфликт – это всегда взаимодействие социальных субъектов. Однако не всякое взаимодействие является конфлик­том. Там, где нет противоборства, отсутствуют острые про­тиворечия, сопровождающиеся отрицательными эмоциями, там нет и конфликта. К таким взаимодействиям относятся отношения товарищеского, дружеского сотрудничества, любовные отношения, коллективистские связи.

Выяснение сущности конфликта позволяет также говорить и о том, что конфликт – это явление социальное, в нем действуют субъекты, одаренные сознанием, преследующие свои цели и

интересы. И простого взаимодействия каких-либо сторон для наличия конфликта, конечно, еще недостаточно.

Всякий конфликт как качество социального взаимодействия возникает на основе деятельности людей и их интересов. И в этом состоит его главное отличие от борьбы за существование в мире животных. Конфликт носит временный характер рано или поздно он заканчивается, тогда как поедание одних видов животных другими, естественный отбор в природе – это «modus vivendi» - животных, их способ существования и поведения, основанный на инстинктах.

Можно сказать, что конфликты возникают по поводу, какого-либо объекта, но их сущность выражается в предмете конфлик­та. Поэтому и разрешение или урегулирование конфликта в пер­вую очередь связано с устранением не его объекта, а его предмета. Хотя это не исключает того, что то и другое может происхо­дить одновременно. Более того, случается и так, что объекта кон­фликта уже нет, а противоречие между субъектами конфликта остается.

Страницы: 1 2 3 4 5


Содержание тревог и страхов в различные возрастные периоды.
Возрастные особенности детей проявляются также в содержании тревог и страхов. Для дошкольников ведущими выявлены страх темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ. Для младших школьников -- боязнь оценки со стороны взрослых, «опасных» людей, смерти, болезни. Подростки более всего опасаются насмешек, собственных неудач, а также в ...

Управление конфликтными ситуациями
Способы управления конфликтами ("сетка Томаса"). На ранних этапах изучения конфликтов широко использовался термин "разрешение конфликтов", который предполагал, что конфликт можно и необходимо разрешать. Наиболее удачную модель управления конфликтами предложил К. Томас. Он применил двухмерную модель: по вертикали выра ...

Характеристика основных способов управленческого воздействия
Обычно в качестве основных способов управленческого воздействия выделяют внушение, заражение, подражание и убеждение. Под внушением понимается способ психологического воздействия преимущественно эмоционально-волевого характера, основанный на некритическом восприятии и принятии индивидом целенаправленного потока информации, которая не н ...