Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта. Понятие, классификация и сущность конфликта.
Страница 3

Материалы » Конфликты » Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта. Понятие, классификация и сущность конфликта.

Классификация конфликтов.

Конфликты подразделяют на общие, охватывающие всю орга­низацию, парциальные, касающиеся ее отдельной части; за­рождающиеся, зрелые и угасающие; слепые и рациональные; мирные и немирные; кратковременные и затяжные, долгое вре­мя лихорадящие всю организацию. Обширный и острый конф­ликт способен вызвать кризис и в конечном итоге привести к ее разрушению или существенному изменению. Все конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий следующим образом: www.transpodepth.ru

1. Личностный конфликт. Эта зона включает конфликты, происходящие внутри личности, на уровне индивидуаль­ного сознания. Такие конфликты могут быть связаны, на­пример, с излишней зависимостью или с ролевой напря­женностью. Это чисто психологический конфликт, но он может оказаться катализатором для возникновения груп­пового напряжения, если индивид будет искать причину своего внутреннего конфликта среди членов группы.

2. Межличностный конфликт. Эта зона включает разногла­сия между двумя или более членами одной группы или нескольких групп.

3. Межгрупповой конфликт. Некоторое число индивидов, образующих группу (то есть социальную общность, способ­ную на совместное координированные действия) вступают в конфликт с другой группой, не включающей в себя ин­дивидов из первой группы. Это самый распространенный вид конфликта, потому что индивиды, приступая к воз­действию на других, обычно стараются привлечь к себе сторонников, сформировать группу, облегчающую действия в конфликте.

4. Конфликт принадлежности. Происходит в силу двойной принадлежности индивидов, например, когда они образу­ют группу внутри другой, большей группы или когда ин­дивид входит одновременно в две конкурентные группы, преследующие одну цель.

5. Конфликт с внешней средой. Индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне (прежде со стороны культурных, административных и экономических норм и предписаний). Часто они вступают в конфликт с институ­тами, поддерживающими эти нормы и предписания.

По своему внутреннему содержанию социальные конфликты делятся на рациональные и эмоциональные.

К рациональным относятся такие конфликты, которые охватывают сферу разум­ного, делового сотрудничества, перераспределения ресурсов и совершенствования управленческой или социальной структуры. Рациональные конфликты встречаются и в области культуры, когда люди пытаются освободиться от отживших, ненужных форм, обычаев и верований. Как правило, участвующие в раци­ональных конфликтах не переходят на личностный уровень и не формируют в своем сознании образа врага. Уважение к соперни­ку, признание за ним права на некоторую долю истины – это характерные черты рационального конфликта. Такие конфликты не бывают острыми, затяжными, так как обе стороны стре­мятся в принципе к одной и той же цели – улучшению взаимо­отношений, норм, образцов поведения, справедливому распре­делению ценностей. Стороны приходят к соглашению, и, как только удаляется фрустрирующее препятствие, конфликт раз­решается.

Эмоциональные или личностные конфликты характеризуют­ся тем, что неудовлетворение интересов отдельной личности сра­зу же приводит к ее столкновению с окружающими. Эти конф­ликты, как правило, вызываются чувствами зависти, враждеб­ности, антипатии и являются быстрой реакцией индивида на ущемление его интересов. Происходит совмещение (замещение) препятствия к достижению целей и личности, которая, по мне­нию индивида, мешает ему эту цель достичь.

Страницы: 1 2 3 4 5


Обзор литературы. Власть и её виды
Начиная с начала ХХ века, организации пытаются любыми средствами повышать производительность труда персонала, что часто вызывает отрицательные последствия и временами приводит к убыткам, поскольку людей пытаются сделать слепыми исполнителями, механически отвечающими на любой сигнал бюрократической системы внутри организации. Во многих з ...

Результаты, полученные в ходе исследования
Методика PARI. Представлены показатели таких шкал, как конфликты в семье, сверхавторитет родителей, доминирование матери, уравнительные отношения. Результаты для удобства даны в диаграммах. Рис. 1 Показатели конфликтности в экспериментальной и контрольной группах. Согласно диаграмме, слабо- и сильновыраженных показателей по конфлик ...

Типология работников
Еще с детства каждый из нас предпочитает либо больше думать, либо отдает предпочтение общению или практическим делам. Это предопределяет и выбор книг, фильмов, занятий. При узкой направленности на интеллектуальные, коммуникативные или практические ценности формируется определенный психологический тип. Существуют следующие характеристик ...