Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта. Понятие, классификация и сущность конфликта.
Страница 4

Материалы » Конфликты » Социально-психологическая характеристика межличностного конфликта. Понятие, классификация и сущность конфликта.

По длительности протекания конфликты можно разделить на кратковременные и затяжные.

ü Кратковременные являются следствием непонимания или ошибок, которые быстро осозна­ются.

ü Затяжные связаны с глубокими нравственными психоло­гическими травмами или с объективными трудностями. Дли­тельность зависит от предмета противоречий, от черт характеров столкнувшихся людей.

Длительные конфликты очень опас­ны, поскольку в них конфликтующие личности закрепляют свое негативное состояние. Частота конфликтов может вызывать глу­бокую или длительную напряженность отношений.

По характеру конфликты принято делить на объективные и субъективные. Объективные связаны с реально существующи­ми проблемами, недостатками, нарушениям, возникающими в процессе функционирования и развития организации.

Субъек­тивные же обусловлены расхождением личных оценок тех или иных событий или отношений между людьми. Таким образом, в одних случаях можно говорить о наличии у конфликта опреде­ленного объекта, в других - о его отсутствии.

По своим последствиям конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.

Конструктивные предполагают возможность рациональных преобразований, в результате которых устраняется сам объект конфликта. При правильном подходе такого рода конфликты могут принести организации большую пользу. Если же конф­ликт не имеет под собой реальной почвы и не создается, следова­тельно, нет возможностей для совершенствования внутриорга­низационных процессов, он оказывается деструктивным, по­скольку сначала разрушает систему отношений между людьми, а затем вносит реорганизацию в ход объективных процессов.

Конкретными причинами конструктивных конфликтов чаще всего оказываются неблагоприятные условия труда, несовершен­ная его оплата; недостатки в организации; перегрузки на работе, в соответствие прав и обязанностей сотрудников; нехватка ресурсов, низкий уровень дисциплины.

Деструктивные конфликты обычно вызываются неправильны­ми действиями, в том числе злоупотреблением служебным по­ложением, нарушением трудового законодательства, несправед­ливыми оценками людей. Таким образом, если при конструк­тивных конфликтах стороны не выходят за рамки этических норм, то деструктивные, в сущности, основываются на их нару­шении, а также на психологической несовместимости людей. Во многом превращение конструктивного конфликта в дест­руктивный связано с особенностями личности самих его участ­ников.

Новосибирские ученые Ф. Бородкин и Н. Коряк выделя­ют шесть типов «конфликтных» личностей, которые вольно или невольно провоцируют дополнительные столкновения с окружа­ющими. К ним относятся:

1) демонстративные, стремящиеся быть в центре внимания, становящиеся инициаторами споров, в которых проявляют из­лишние эмоции;

2) ригидные, обладающие завышенной самооценкой, не счи­тающиеся с интересами других, некритически относящиеся к своим поступкам, болезненно обидчивые, склонные вымещать зло на окружающих;

3) неуправляемые, отличающиеся импульсивностью, агрес­сивностью, непредсказуемостью поведения, слабым самоконтро­лем;

4) сверхточные, характеризующиеся излишней требователь­ностью, мнительностью, мелочностью, подозрительностью;

5) целенаправленно конфликтные, рассматривающие стол­кновение как средство достижения собственных целей, склон­ные манипулировать окружающими в своих интересах;

Страницы: 1 2 3 4 5


Рекомендации по использованию материалов УМК и проведению лекционных занятий
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология бизнеса» предназначен для повышения качества подготовки студентов в процессе проведения лекционных, и практических занятий, а также во время самостоятельной работы. В учебном процессе наиважнейшее место занимает лекционное занятие. От умения эффективно воспринимать, а затем и усваи ...

Взгляды Фромма на личность
Как представитель гуманистического направления, Фромм утверждал, что поведение человека может быть понято только в свете влияний культуры, существующих в данный конкретный момент истории. Он был убежден, что потребности, свойственные только человеку, эволюционировали в ходе истории человечества, а различные социальные системы, в свою оч ...

Выбор профессии? Сложно ли это?
Выбор профессии многие специалисты рекомендуют представлять в виде равнобедренного треугольника, стороны которого — такие понятия как «я могу», «я хочу» и «надо». Хочу — это интересы и склонности личности, которые могут проявляться уже в самом раннем возрасте (внимание, родители!), например, склонность к работе с людьми, техникой, прир ...