Анализ результатов изучения психологического климата и характера взаимоотношений в семье
Страница 1

Материалы » Влияние психологического климата в семье на уровень психического развития ребенка старшего дошкольного возраста » Анализ результатов изучения психологического климата и характера взаимоотношений в семье

Для проведения экспериментальной части нашей работы были созданы все условия как со стороны родителей, участвовавших в исследовании, так и со стороны педагогов ДОУ. Во время посещения семей, и во время беседы с родителями, нами были проявлены тактичность и внимательность. Были заранее продуманы: цель и план беседы, вопросы для общения. Режим работы педагога позволял провести беседы в свободное от работы время.

Во время проведения тестов, в группе была создана благоприятная доверительная атмосфера (играла легкая музыка). Педагог не вмешивался в процесс, а только наблюдал со стороны, делал для себя краткие записи о комментариях детей. По окончании рисунка с детьми индивидуально уточнили некоторые детали в специально отведенном для таких бесед месте.

Диагностику психического развития ребенка проводили индивидуально, учитывая особенности каждого ребенка. Тестирование проходило в уютной обстановке, располагающей к общению, в форме ненавязчивой игры.

После проведенного исследования семей, дети которых посещают детский сад, проанализируем и обобщим полученные результаты.

Общий анализ данных беседы выглядит следующим образом:

1. 90 % из 10 семей имеет полный состав. 10 % (1 семья - 06) формально полная. В этой семье отец не участвует в воспитании детей из-за частых разъездов.

2. По количеству детей: 10 % (04) - имеет 3 детей; 40 % (02, 05, 06, 08) - 2 детей; 50 % (01, 03, 07, 09, 10) - 1 ребенок. Полученные данные оформили в виде таблицы (Приложение № 1).

Для исследования психологического климата в семье использовалась рисуночная методика. (Приложение № 2)

В системе количественной оценки КРС учитываются формальные и содержательные особенности рисунка. Формальным считается качество линий, расположение объектов рисунка, стирание всего рисунка или его отдельных частей, заштриховывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисунка являются изображаемая деятельность членов семьи, их взаимодействие и расположение, а также отношение вещей и людей на рисунке. Рисунки детей анализированы по количеству баллов, набранных при наличии определенных симптомов.

Исходя из количества баллов, определили симптомокомплекс семейной ситуации.

Выделяют 5 симптомокомплексов:

1. Благоприятная семейная обстановка

2. Тревожность

3. Конфликтность в семье

4. Чувство неполноценности в семейной ситуации

5. Враждебность в семейной ситуации (Приложение № 2, таблица 2).

В результате проведения КРС с детьми старшего дошкольного возраста мы получили следующие результаты, которые оформили в таблице 3 (Приложение № 2).

Для того чтобы представить общую картину результатов, мы разделили семьи на 3 группы по полученным данным. Итак, 30% 0 (семья 09, 06, 04) - состояние в семье ребенком определяется как благоприятное. Это группа I.

II группа - это семьи, в которых выражена тревожность детей. Они составили 50 % (семьи 01, 02, 03, 04, 07, 08).

III группа - это семьи, где наравне с благоприятным микроклиматом проявляется тревожность детей. Это 20% от общего количества (семьи 05, 10).

Общая сумма баллов по отношению к комплексам имеет следующие данные: по II симптомокомплексу - тревожность - наибольшее количество баллов - 10,4, затем идет I симптомокомплекс - благоприятная семейная ситуация - 45 баллов; III - конфликтность - 3,1 балла; IV - чувство неполноценности - 1,4 балла; V – враждебность – 2,2 балла. (Таблица 3)

Таким образом, можно заключить, что в данных семьях дети наиболее проявляют тревожность, связанную с семейным микроклиматом, взаимоотношениями в семье, т.е. с родителями.

Страницы: 1 2 3


Стратегии общения
Существуют следующие стратегии общения: - открытое – закрытое общение; - монологическое – диалогическое общение; - ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение «по душам»). Открытое общение – желание и умение выразить полно свою точку зрения, свое отношение, имеющуюся информацию. Использование закрытых коммуникаций опра ...

Основные параметры трех стилей управления
Параметры стилей управления Виды стилей управления Авторитарный Демократический Либеральный 1. Принятие решения и определение задач Лично руководителем С учетом предложений подчиненных Одобрение и согласие с мнением подчиненных 2. Способ доведения решения Приказ, категоричное требование Совет, ...

Подростковый возраст.
В этом возрасте, как отмечает А. И. Высоцкий, происходит коренная перестройка структуры волевой активности. В отличие от школьников младших классов подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции (самостимуляции). В то же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем, что при ...