Развитие детской тревожности: психосоматический аспект
Страница 1

Материалы » Роль семьи в развитии детской тревожности - психосоматический аспект » Развитие детской тревожности: психосоматический аспект

Распространенность феноменов тревожности в детской популяции, ее негативная роль в развитии являются темой многочисленных работ психологов, клинических психологов, педагогов, врачей. Интерес к данной проблеме со стороны представителей различных областей практики обусловлен влиянием тревоги на многие аспекты развития ребенка: физическое и психическое здоровье, развитие эмоциональной сферы и общения, учебную деятельность и т. д. Роль тревожности в возникновении широкого круга патологических явлений и как составляющей клинической картины разного рода расстройств, психосоматических, и психических, традиционно подчеркивается в психологической и медицинской литературе. Актуальность данной проблемы обусловлена распространенностью невротических и психосоматических расстройств, явлений школьной дезадаптации в детской популяции.

Подавляющее большинство исследователей тревожности указывают на роль семьи в генезе и закреплении детской тревожности. Распространенность и тяжесть течения расстройств, связанных с повышенной тревожностью, а также тяжесть их последствий для физического и психического здоровья детей обусловливают необходимость создания системы грамотной психологической помощи детям и их семьям, направленной на диагностику, профилактику и коррекцию повышенной тревожности и связанных с ней особенностей семейной системы.

В области психологических исследований эмоционального развития многими авторами подчеркивается негативная роль устойчивой личностной тревожности в психическом развитии. Однако здесь, в отличие от медицинской литературы, следует отметить отчетливую тенденцию рассматривать тревожность как явление, которое не является сугубо патологическим. Исследователи отмечают, что существует определенный оптимальный уровень тревожности, необходимый для эффективного функционирования, в то время как чрезмерно низкие и высокие значения свидетельствуют о неблагополучии и могут являться патогенными. Таким образом, встает вопрос о различении нормальных и патологических механизмов включения тревожности в психическое развитие, определении крута нормальных и патологических феноменов, отражающих действие тревожности. Распространенность феноменов тревожности в норме определяет необходимость рассмотрения данной проблематики при исследовании нормального развития (в том числе психосоматического развития).

Современный взгляд на роль семьи в развитии детской тревожности необходимо включает в себя анализ механизмов, опосредующих действие тревожности на психическое развитие. Уже в философии экзистенциализма, а позднее — в трудах психологов-экзистенциалистов существует идея о том, что способность совладать с нормальной, конструктивной тревогой является необходимым условием нормального личностного развития. Д. А. Леонтьев отмечает, что введенная П. Тиллихом категория мужества-трусости является определяющей в отношении к переживанию тревоги. «Мужество быть» включает способность осознавать и принимать тревогу. Недостаток мужества приводит к вытеснению тревоги, применению невротических защит, что определяет переход нормальной тревоги в патологическую. Ключевым является вопрос о личностных ресурсах сопротивления, овладения тревогой. А. М. Прихожан указывает, что подобное понимание проблемы тревоги лежит в основе современных подходов к психологической помощи детям, для которых характерна повышенная тревожность. Современные модели психологической помощи таким детям опираются прежде всего на формирование эффективных стратегий совладания с переживанием тревоги и кризисными ситуациями.

Эта линия прослеживается и в психоанализе, в том числе в работах А. Фрейд и М. Кляйн: тревога рассматривается как фактор психического развития в тесной связи с анализом защитных механизмов. Применение более или менее совершенных и зрелых механизмов защиты свидетельствует о силе или слабости Эго и может служить показателем для прогноза дальнейшего развития. Соотношение силы тревоги и силы Эго во многом определяет, следует ли рассматривать тревогу как невротическую или как «объективную». Интересен взгляд П. Хайманн на роль механизмов защиты: «Вероятно, что психический процесс, снимающий те или иные конфликты и страхи, порождает другие, так что достигается лишь относительная свобода от беспокойства, относительный покой души. Такова психическая жизнь; затишье не может длиться долго, особенно в период роста и развития. Спокойствие, привилегия старых и мудрых, часто идет рука об руку с остановкой процесса».

Страницы: 1 2 3


Анализ и интерпретация полученных результатов
В экспериментальном исследовании участвовали 10 учащихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 138» Октябрьского АО г. Омска в возрасте 10 – 14 лет и 4 классных руководителя, которые производили наблюдения за этими учащимися. Карта наблюдений Д. Стотта включает 190 фрагментов дезадаптированного поведения. Эти фрагменты сгруппированы ...

Поведенческая теория личности
Поведенческая теория личности имеет еще и другое название – «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения. Еще один образ личности – личность как система реакций на различные стимулы (Б. Скиннер, Дж. Хоманс, К.-Д. Опп). В соответствии с этой концепцией поведение каждого человек ...

Материалы и методы исследования. Материал исследования
Исследование проводилось на базе «ГУЗ» Специализированная клиническая психиатрическая больница №1(СКПБ №1) в период с апреля 2009 года по май 2010 года. Экспериментальная работа проводилась в рамках диспансерного отделения СКПБ №1, помимо этого осуществлялось ретроспективное изучение подростков по материалам медицинской и психологическ ...