Заключение
Страница 1

Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. Система устойчивых ценностных ориентаций личности является показателем того, что можно ожидать от индивида. О социально-политической позиции, о духовном мире личности можно судить по тому, на достижение каких ценностей она направляет свои усилия, какие объекты являются для нее наиболее значимыми, то есть ценностные ориентации выступают как обобщенный показатель направленности интересов, потребностей, запросов личности, социальной позиции и уровня духовного развития.

В большинстве современных исследований ценности рассматриваются под социально-психологическим углом зрения, предстают как социальное явление, как продукт жизнедеятельности общества и социальных групп. В основании системы ценностей самоактуализирующегося человека лежит его философское отношение к жизни, его согласие с собой, со своей биологической природой, приятие социальной жизни и физической реальности. Ценности, являясь продуктом жизнедеятельности общества и социальных групп, занимают особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта.

Содержание ценностных ориентаций обусловлено реальными общественными отношениями, в которые включена личность в процессе своей жизнедеятельности. Формирование ценностных ориентаций как внутренних детерминант деятельности связано с формированием системы значений. В основе ценностных ориентаций лежат обобщенные ценностные представления, в которых отражается социальный и индивидуальный опыт человека, его многообразные связи с наиболее значимыми сторонами действительности. Являясь структурными компонентами вербального осознания, ценностные ориентации функционируют как идеальные критерии оценки, как способы рационализации поведения.

Ценностные ориентации тесно связаны с мотивационно-потребностной сферой человека. Характер этой связи двусторонний. С одной стороны ценностные ориентации, формируются уже на базе сложившихся потребностей человека, с другой – усвоение тех или иных ценностей социальной среды может стать базисом для формирования новых потребностей.

Целью нашего исследования было изучение специфики ценностных ориентаций неженатых мужчин.

Использовались методики: тестирование с использованием психодиагностических методик – «Тест смысло-жизненных ориентаций» Леонтьев Д.А., «Ценностные ориентации» Рокич М., «Опросник терминальных ценностей» Сенин И.С.

Результаты исследования. Исследование по методике «Опросник терминальных ценностей» показало, что женатые и неженатые мужчины по своим терминальным ценностям значимо отличаются на 1% уровне по шкале «собственного престижа» (выше показатель у неженатых мужчин).

Результаты исследования жизненных сфер показали, что наиболее важной и для женатых и для неженатых мужчин является сфера профессиональной деятельности, а статистически значимых различий по шкалам не выявлено. Использовался расчет U-критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования терминальных и инструментальных ценностей у мужчин по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича следующие:

Первые три ранговые позиции у женатых мужчин занимают такие терминальные ценности как: здоровье; семейная жизнь; материальная обеспеченность; в то время как у неженатых – это материальная обеспеченность; здоровье; любовь. На последних местах и у женатых и у неженатых стоят - творчество; счастье других; красота природы и искусства. Различия значимы только по шкалам счастливой семейной жизни и свободы.

Инструментальные ценности стоят в следующем порядке: у женатых первые три ранговые позиции занимают рационализм; эффективность в делах; ответственность; у неженатых – рационализм; честность; ответственность. На последнем месте у женатых находятся – образованность; высокие запросы; непримиримость к недостаткам в себе и других, в то время как у неженатых это терпимость; чуткость; непримиримость к недостаткам в себе и других. Расхождения значимы только по шкале твердая воля (меньший ранг у неженатых мужчин). Использовался расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования по методике Д.А. Леонтьева «Тест смысло-жизненных ориентаций» показали, что значимые на 1% уровне различия вышли по шкалам: «цель», «результат», «ЛК-Я», «ЛК-Ж» (все показатели выше у женатых мужчин). Незначимы оказались различия по шкале «процесс». Использовался расчет U-критерий Манна-Уитни.

Таким образом, ценностные ориентации женатых и неженатых мужчин имеют различную выраженность и иерархическую представленность в ценностно-мотивационной сфере, а значит, выдвинутая гипотеза в ходе нашего исследования была подтверждена.

Таблица № 6 Результаты исследования терминальных ценностей неженатых мужчин

ФИО

Неженатые

Термин.

ценности

Акт.

жиз.

Жизн.

мудр.

Здо-

ровье

Ра-

бота

Крас.

прир.

Лю-

бовь

Мат.

обесп.

Дру-

зья

Приз-

нание

Поз-

нание

Прод.

жизнь

Раз-

витие

Раз-

влеч.

Сво-

бода

Се-

мья

Сч.

др.

Твор-

чество

Увер.

в себе

Ранг →

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

1.Дмитрий А.

6

17

18

4

16

7

3

8

10

11

15

14

2

1

9

13

12

5

2.Василий Б.

10

5

4

3

16

9

7

17

15

2

8

11

18

12

6

1

14

13

3.Олег З.

12

1

4

5

17

8

6

16

11

9

2

13

3

14

10

15

18

7

4. Михаил З.

12

10

9

8

18

2

1

6

7

5

11

3

14

13

15

17

16

4

5.Вадим И.

9

8

2

14

12

6

1

3

7

15

16

17

10

4

5

13

18

11

6.Евгений К.

10

11

1

2

18

3

4

5

12

13

14

6

7

8

15

16

17

9

7. Артем К.

14

13

1

12

17

2

11

7

18

10

6

8

16

3

5

9

15

4

8. Дмитрий Л.

13

2

1

14

15

7

8

9

16

6

5

3

10

4

11

17

18

12

9.Роман М.

1

18

9

2

17

16

3

8

7

6

10

11

4

5

14

15

13

12

10. Сергей М.

1

15

14

2

17

5

3

4

6

7

8

9

11

10

12

16

18

13

11.Дмитрий М.

12

10

7

9

18

3

2

1

17

13

14

11

4

5

6

15

16

8

12.Констант. Н.

9

7

1

13

17

12

2

3

11

10

4

8

14

5

15

18

16

6

13.Николай Ц.

6

11

5

4

18

3

2

1

10

14

15

13

9

12

7

16

17

8

14.Дмитрий Ч.

12

2

1

11

18

5

10

4

17

16

3

8

9

7

13

14

15

6

15.Анавяр Я.

13

2

5

4

17

7

6

16

12

14

1

15

3

10

8

11

18

9

Средний балл

9,3

8,8

5,5

7,1

16,7

6,3

4,6

7,2

11,7

10,1

8,8

10

8,9

7,5

10,1

13,7

16,1

8,5

Средний ранг

11

8

2

4

18

3

1

5

15

14

9

12

10

6

13

16

17

7

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Эмпирическое исследование организации педагогической поддержки детей с негативными формами поведения. Организация педагогической поддержки детей дошкольного возраста с негативными формами поведения
Эмпирическое исследование изучения организации педагогической поддержки детей дошкольного возраста с негативными формами поведения проводилось в яслях-саду … В дошкольном учреждении имеется 14 групп, из них 4 группы (80 детей) старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Первоначальной целью являлось изучение системы работы с детьми данной ...

Когнитивное направление в теории личности: Д. Келли.
Все теории личности в своей основе имеют определенные философские положения о природе человека. То есть взгляд персонолога на сущность человеческой природы имеет большое влияние на разработанную им модель личности. В отличие от многих теоретиков личности, Джордж Келли определенно признавал, что все концепции природы человека, включая ег ...

Практическое задание
Какие из приведенных ниже утверждений о пирамиде Маслоу Вы считаете правильными? А. Она нарисована Маслоу в одной из его публикаций. B. Она справедлива для всех людей, в том числе для ученых, писателей, художников. C. Она очень проста и поэтому нравится студентам и преподавателям. D. Она хорошо иллюстрирует анекдот о поиске под фона ...