III стадия. Возраст игры (Локомоторно-генитальная)

Материалы » Теория личности » III стадия. Возраст игры (Локомоторно-генитальная)

Конфликт между инициативой и виной – последний психосоциальный конфликт в дошкольном возрасте, Эриксон назвал «возраст игры». Соответствует фаллической стадии по Фрейду, длится от четырех лет до поступления ребенка в школу. По мнению Эриксона, интерес ребенка к своим гениталиям, осознание своей половой принадлежности и стремление занять место отца (матери) в отношениях с родителями противоположного пола – лишь частный момент развития ребенка в этот период.

Основной вид деятельности ребенка в этот период – игра. К началу этой стадии ребенок уже приобрел множество физических навыков; он начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия и подражать им. Через игру ребенок жадно и активно познает окружающий мир, совместно со сверстниками осваивает систему отношений между людьми. У ребенка формируется желание включиться в реальную совместную со взрослыми деятельность, выйти из роли маленького. Кроме того, у детей появляется ответственность за себя и за то, что составляет их мир (игрушки, домашние животные и др.).

Это возраст, когда дети начинают чувствовать, что взрослые воспринимают их как людей и считаются с ними. От того, как реагируют взрослые на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, кататься на велосипеде), вырабатывают предприимчивость.

Закрепляет ее готовность родителей отвечать на вопросы ребенка (интеллектуальная предприимчивость), развивать творчество и любознательность и не мешать фантазировать и затевать игры. Закладываются принципиально новые качества – совесть и моральная ответственность за свои мысли и действия.

Чувство вины

у детей формируют родители, которые не позволяют им действовать самостоятельно; или же взрослые дают понять ребенку, что его деятельность вредна и нежелательна, вопросы назойливы, а игры бестолковы. Агрессивное поведение ребенка также неизбежно влечет за собой ограничение инициативы и появление чувства вины и тревожности.

Дети, охваченные чувством вины, постоянно ощущают покинутость и собственную никчемность. Они боятся постоять за себя, они обычно ведомые в группе сверстников и чрезмерно зависят от взрослых. Им не хватает целеустремленности и решимости.

Наконец, степень инициативности, приобретаемой ребенком на этой стадии развития, Эриксон увязывает с его потенциальной продуктивностью в будущем, его успешностью в труде и общественных отношениях.


Профессионально важные качества работников МЧС
Психологические различия между людьми могут быть настолько значительны, что некоторые сотрудники, несмотря на достаточное здоровье и активное стремление овладеть определенной деятельностью, фактически не могут достигнуть необходимого минимума профессионального мастерства. Опыт показывает, что пожарные-спасатели, не обладающие достаточны ...

Психологическая характеристика аттракции. Механизмы восприятия внешнего облика человека
Особенности, образующие внешний облик и поведение человека, многообразны, и все они для других людей могут выступать носителями определенной информации и играть роль сигналов. По одним признакам, входящим во внешний облик человека, люди судят о его расовой и национальной принадлежности, по другим — о поле и возрасте, по третьим — о соци ...

Иерархия потребностей
Согласно представлениям Маслоу, жизнь человека характеризуется постоянным наличием желаний или потребностей, и если удовлетворятся одна потребность, тут же появляется другая. Все потребности врожденные и организованы в иерархическую систему, то есть состоят из следующих ступеней: · Физиологические потребности (в пище, питье, кислороде ...