Теории личности в отечественной психологии

Материалы » Теория личности » Теории личности в отечественной психологии

В 1931 г. Л.С. Выготский писал, что «до сих пор остается закрытой центральная и высшая проблема психологии – проблема личности и ее развития». Примерно в это же время, в 1937 году Г. Олпорт в своей книге «Личность: психологическая интерпретация» приводит более 50 различных определений личности. Попытка их синтезировать оказалась неудачной, и Олпорт вынужден был отказаться от определения личности.

К.К. Платонов отмечает, что за период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить четыре доминирующие теории личности:

1917–1936 гг.– личность как профиль психических черт;

1936-1950 гг.- личность как опыт человека;

1950-1962 гг.- личность как темперамент и возраст;

1962-1970 гг.- личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности.

С середины 60-х годов предпринимаются попытки выяснения общей структуры личности. В 1969 году состоялся Всесоюзный симпозиум по проблемам личности, который прошел под знаком понимания личности как биосоциального существа и структурного подхода.

К концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется тенденцией применения системного подхода, требующего выделения системообразующих признаков личности.

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Она не является сугубо психологиче­ской и изучается, по существу, всеми общественными науками. В этой связи возникает вопрос о специфике исследования лич­ности психологией: все психические явления формируются и развиваются в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту — общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформу­лирован личностный принцип, который требует исследовать пси­хические процессы и состояния личности (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).

Приступая к обзору основных отечественных концепций психологии личности, следует отметить, что в содержательном плане все же доминирует структурный, а впоследствии сменивший его системно-структурный подход. Наибольшую известность приобрели концепции личности в школах С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, К.К. Платонова (Москва); А.Ф. Лазурского - В.Н. Мясищева, Б.Г. Ананьева (С-Петербург).


Характеристика и строение характера
Характер — это совокупность устойчивых черт личности, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. При таком определении характера его свойства могут быть отнесены к формально – динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, если можно так выразиться, предельно формальны, в ...

Гуманистическая теория личности.
С точки зрения гуманистической психологии люди - в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В этом гуманистическое направление существенно отличается от психоанализа, который представляет человека как существо с инстинктивными и интрапсихическими конфликтами, и сторонник ...

Теоретические аспекты развития ценностных ориентаций. Понятие ценностей и ценностных ориентаций личности
Определение понятия – «ценностные ориентации» Что же такое ценностные ориентации? «Ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого несущественного. По мнению фи ...