II стадия. Раннее детство (Мышечно-анальная)
Страница 1

Материалы » Теория личности » II стадия. Раннее детство (Мышечно-анальная)

Вторая стадия развития личности состоит в формировании и отстаивании ребенком своей автономии, независимости и самоконтроля. Она начинается с того момента, как ребенок начинает ходить и продолжается в течение второго и третьего годов жизни. Этот период соответствует анальной стадии по Фрейду. На этой стадии зона получения удовольствия связана с анусом. Согласно Эриксону, ребенок, взаимодействуя с родителями в процессе обучения туалетному поведению, обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: с одной стороны, он может проявляться как форма заботы, с другой – как деструктивная форма обуздания и мера пресечения. Ребенок научается различать предоставление свободы типа «пусть попробует» и попустительство как форму избавления родителей от «лишних» хлопот. Эта стадия становится решающей для формирования таких качеств как добровольность или упрямство.

Находясь на первой стадии развития, ребенок почти полностью зависит от заботящихся о нем людей. С наступлением второй стадии быстро начинают развиваться нервно-мышечная система, речь, социальные навыки. На первый план выходит развитие самостоятельности

на основе моторных и психических способностей. Ребенок осваивает различные движения, начинает исследовать свое окружение и взаимодействовать с ним более независимо. В особенности дети гордятся своими локомоторными навыками и все хотят делать сами (например, умываться, одеваться, есть). Если родители предоставляют ребенку делать самому то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своими мышцами, своими побуждениями, самим собой и, в значительной мере, средой. Появляется самостоятельность.

Удовлетворительное разрешение кризиса на этой стадии, по Эриксону, зависит прежде всего от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. В то же время, Эриксон подчеркивает, что родители должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка в тех сферах жизни, которые представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих. Внешний контроль на этой стадии должен твердо убеждать ребенка в его силах и возможностях, а также защищать от анархии.

Эриксон рассматривает чувство стыда

у ребенка как нечто родственное гневу на самого себя, когда не разрешается или не одобряется быть самостоятельным. Если родители проявляют нетерпение и спешат сделать за ребенка то, на что он и сам способен, развивается стыдливость и нерешительность. Если родители постоянно бранят ребенка за мокрую постель, запачканные штанишки, пролитое молоко, разбитую чашку и т.п. – у ребенка закрепляется чувство стыда и неуверенность в своих способностях управлять собой и окружением. Также стыд появляется тогда, когда родители ожидают от ребенка того, чего он еще сделать не в состоянии.

Эриксон связывает возникновение чувства стыда с возникновением самосознания, ибо стыд предполагает, что субъект полностью выставлен на общее обозрение, и он понимает свое положение. Наказания и пристыживания ребенка за плохие поступки приводят к ощущению того, что «глаза мира смотрят на него». «Ребенок хотел бы принудить весь мир не смотреть на него», но это невозможно. Поэтому социальное неодобрение его поступков формирует у ребенка «внутренние глаза мира» - стыд за свои ошибки.

По словам Э. Эриксона, «сомнение есть брат стыда». Когда родители не обращают внимания на потребности своего ребенка, формируется чувство сомнения

в способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Такие дети думают, что другие их пристально рассматривают, относятся с подозрением и неодобрением, начинают чувствовать себя совершенно несчастными. В результате формируются такие черты, как неуверенность в себе, приниженность и слабоволие. Приобретенное же ребенком чувство автономии укрепляет у него чувство доверия к миру и окружающим людям.

Страницы: 1 2


Теоретические основы формирования психических и моторных функций у дошкольников с аномалиями физического развития. Сущность теории развития пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторн
Детский церебральный паралич – это заболевание объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств. ...

Ситуационные модели лидерства
Невозможность найти четкую зависимость между стилем руководства, удовлетворенностью и производительностью, явилась для исследователей показателем того, что имеются дополнительные факторы, которые еще не были учтены. Для этого следует рассматривать каждую сложившуюся ситуацию в целом. Главная идея ситуационного подхода заключается в том, ...

Возрастная динамика тревожности. Особенности тревожности в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрастах.
Тревожность имеет ярко выраженную подростковую специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей, вне зависимости от наличия реальной угрозы или т ...