Стадии психосексуального развития
Страница 2

Материалы » Теория личности » Стадии психосексуального развития

· желание укрепляться во всемогуществе

· тенденция к независимости

первое отделение от мамы

хнычет, проявляет ярость, потом любит

хаотичность

конфликт амбивалентности

В этот период опасно , если мать любит «хорошего» ребенка и не любит «плохого». Тогда ребенок разделяет мать на «хорошую» и «плохую», еще не успев ее объединить внутри себя. Это момент проявления расщепления. Во взрослой жизни это может проявляться как идеализация и девальвация, обесценивание объекта. Например, при нарциссизме, пограничных расстройствах личности. Если мать ровно принимает ребенка, к трем годам в норме он соединяет ее.

Фиксация на анальной фазе проявляется как одновременное совмещение в психической реальности двух противоположностей: удовлетворения и депривации (любовь и наказание). Например, при акте дефекации неожиданные, нестандартные реакции – другое психическое наполнение. В дальнейшем это может привести к определенному характеру: сверхаккуратность, обязательность, бережливость, педантичность. Ситуация сверхконтроля проявляется в бережливости (удовольствие от накопления), жадности, скупости, расточительности (удовольствие от траты), расчетливости, упрямстве, накапливании отрицательных эмоций с неожиданной разрядкой.

3. Фаллическая стадия (3-6 лет).Инфантильно-генитальная фаза. На предыдущих стадиях еще нет идентификации себя (только с другими людьми, мамой, игрушкой). Интересы ребенка, обусловленные либидо, сдвигаются на область гениталий. Появляется различие полов, соотнесение себя с полом, тенденция к использованию гениталий. С точки зрения Фрейда появляется интерес фаллосу (наличие или отсутствие). В современном психоанализе считается, что девочка приобретает опыт эротической чувственности через манипуляции клитора и вагины. (женская аноргазмия – отсутствие этого опыта). Для мальчика 3 - 4 года – это кульминация эксгибиционистких тенденций. У мальчика появляется зависть к пенису отца, у девочки – к груди матери.

Задача в этом периоде: половая идентификация, выстраивание отношений с родителями на основе выбранной половой роли. Мальчик обнаруживает отсутствие пениса у мамы, делает бессознательный вывод о ее ущербности «кастрированности».

Эдипов комплекс

– это

доминирующий конфликт на этой стадии. В сущности, этот комплекс заключается в неосознанном желании ребенка обладать родителем противоположного пола (применительно к девочкам этот комплекс называется комплексом Электры), одновременно устранить родителя одного с ним пола и страх соперника, ненависть. Любовь и ненависть на этой фазе заряжают либидо.

Мальчик боится отца как соперника, появляется кастрационная тревога (у мамы уже нет пениса), одновременно хочет быть похожим на отца, чтобы завоевать мать. Конфликт заключается в одновременной потребности и невозможности. В действительности ребенок испытывает сексуальные чувства к обоим родителям, но с каждым соревнуется за любовь к другому.

Одновременно проявляются две формы переживания эдипова комплекса

положительная

отрицательная

Либидо направляется на противоположный пол, родитель своего пола воспринимается как соперник

Боязнь потерять любовь родителя своего пола из-за желания (фантазии) к другому.

Родитель своего пола идеализируется

Родитель своего пола тоже становится объектом либидо, следовательно, родитель противоположного пола - соперник

Полный эдипов комплекс – это сочетание и баланс положительной и отрицательной форм.

Чувства, возникающие к матери:

  • позитивные (либидный объект);
  • негативные (обесценил ее из-за отсутствия пениса);
  • страх, т.к. мать – первый источник кастрации (страх телесного ущерба со стороны матери появился раньше в ситуациях телесного насилия – манипуляции с телом в младенчестве, приход к врачу…)

Чувства к отцу:

  • позитивные (как к идеалу, объекту для идентификации);
  • негативные (как к сопернику, источнику кастрации);
Страницы: 1 2 3 4


Структура личности
Юнг разработал сложную и не общепринятую структуру личности Личность в понимании Юнга, или душа, состоит из нескольких взаимосвязанных систем: Эго, личное бессознательное и его комплексы; коллективное бессознательное и его архетипы, Персона, Анимус, Анима, Тень, Самость. Эго – центр сферы сознания. Он включает в себя мысли, чувства, в ...

Характеристика семей детей с химической зависимостью
Психотерапевт Г. Н. Луговкина говорит о том, что "довольно низкая эффективность терапии больных с химическими зависимостями традиционными методами связана с тем, что после курса лечения они возвращаются в прежнюю среду, особенно в семейную среду, химическая зависимость - это семейная болезнь. Наличие созависимости у родственника бо ...

Изучение самоактуализации
Маслоу полагал, что если психология будет изучать исключительно ущербных невротичных людей, то она обречена быть «искалеченной» психологией. Чтобы создать более полную и всеобъемлющую науку о человеке, психологи также обязаны изучать людей, в полной мере реализовавших свой потенциал. В своем неформальном исследовании Маслоу обрисовал лю ...