Стадии психосексуального развития
Страница 3

Материалы » Теория личности » Стадии психосексуального развития

Чувства к себе:

  • позитивные (я всемогущ, т.к. похож на отца);
  • негативные (я ничего не могу, т.к. отец сильнее, только он может быть таким);
  • вина как следствие желания устранить отца.

Разрешение эдипова комплекса заключается в том, что мальчик подавляет свои сексуальные желания в отношении матери (уступая перед отцом) и начинает идентифицировать себя с отцом (идентификация с агрессором), противоположные чувства постепенно гасятся. Укрепляется функция Эго, т.е. функция достижения компромисса. В результате нормального разрешения эдипова комплекса часть либидо направляется против отца, часть – на идентификацию с ним, а часть – на теплые чувства к маме.

Процесс идентификации выполняет несколько функций: во-первых мальчик перенимает совокупность ценностей, моральных норм, установок и моделей поведения, обрисовывающих для него – что значит быть мужчиной (развивается Супер-эго как заменитель реального родителя), во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви, поскольку теперь он обладает тем же набором качеств, которые мать ценит в отце. Аналогичные процессы происходят при разрешении комплекса Электры.

Таким образом, корни Супер-эго лежат в запрещенных желаниях Ид, которые бессознательное превращает в реактивное образование - совесть. Вина и жалость к себе – результат эдипова комплекса, а, значит, возможность развития.

4. Латентная стадия (6-12 лет).

Время подготовки к взрослению, когда сексуальный инстинкт «дремлет». Либидо ребенка направлено, посредством сублимации на виды деятельности, не связанные с сексуальностью (учёба, спорт, отношения со сверстниками и т.д.). Однако З. Фрейд считал, что явная сексуальность вытесняется, но выступает как интеллектуализация и социализация. Это время формирования стыда, правил, культурных норм. Но сексуальность присутствует в виде фантазий, бессознательных желаний.

К этому периоду Эго одержало верх над Ид:

  • ребенок подавил эдипальные желания;
  • сознательно и более последовательно воспринимает родительские требования и ожидания;
  • ярче стыд и вина;
  • Эго посвящает себя вхождению в социум.

В этом периоде на поведение ребенка влияют две базовые латентные фантазии.

1) Бессознательная фантазия семейного романа:

· мои родители не настоящие;

· просто я живу с ними;

· своих родителей еще надо разыскать

Например, мальчик, чтобы найти настоящих родителей, должен «убить дракона» (в сказках описан этот момент), дети убегают из дома бессознательно искать других родителей.

Роль этой фантазии заключается в защите от эдипальных инцестуозных желаний, от одновременного проявления любви и агрессии.

2) Фантазия близнецов (более поздняя).

· у меня есть двойник – моя противоположность;

· ему можно всё – мне нельзя;

· он природен - я социален;

· он счастлив – я нет.

Например, Том Сойер и Гек Фин, Малыш и Карлсон. Отличники выбирают в качестве друга хулигана.

Роль этой фантазии в проекции плохой части во внешний мир, в становлении социально приемлемым.

Задачи латентного периода социализация, обретение навыков, получение удовольствия от завершения. Проявление скуки и лени заключается в бессознательном страхе ответственности, неумении получать удовольствие от завершения. В этом периоде родители как референтная группа отходят на второй план, значимыми становятся латентные группы сверстников, где можно обмениваться навыками, учиться распределять ответственность, укреплять собственную идентичность через идентификацию через идентификацию с ними. Однополые группы укрепляют половую идентичность.

Таким образом, главная цель – заменить родительское Супер-эго на своё.

5. Генитальная (12 – 22 года)

. Результатом физиологических изменений в организме является усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Вступление в генитальную стадию отмечено возможность наиболее полного удовлетворения сексуального инстинкта. Предыдущие, так или иначе неудовлетворенные, сексуальные стремления (оральные, анальные, фаллические) могут начать формировать черты характера, сублимируются в увлечения и хобби, вытесняются. Половое влечение становится альтруистическим. Подросток заботится как о своём удовлетворении, так и об удовлетворении объекта.

Выделяют два периода генитальной фазы: предподростковый и подростковый.

Предподростковый начинается с появления вторичных половых признаков. Задача заключается в том, чтобы психологически справиться с физиологическими изменениями тела. В связи с увеличением импульсов из Ид, найти нарушенное равновесие между Эго и Ид. Для этого периода возможно появления дисморфофобии (непринятие внешнего вида).

Подростковый период девушками и юношами воспринимается по-разному. Появление менструация для девушек не является чем-то совсем неизвестным (в литературе, на телевидении, в рекламах уделено достаточно внимания этому явлению), для юношей же спонтанные первые эякуляции являются менее изученными, это явление не поддается контролю, в связи с этим пугает. Поэтому для юношей характерно снижение мужественности и вербализации.

Страницы: 1 2 3 4


Структура и общая характеристика волевых качеств
Волевое действие – это сознательное действие, связанное с преодолением серьезных трудностей на пути к цели и, в связи с этим, сопряженное со значительными волевыми усилиями. Таким образом, волевое действие характеризуется не только наличием определенного мотива, цели, формированием образа ожидаемого результата, но и значительным волевым ...

Младший школьный возраст.
Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка Под влиянием предъявляемых к нему требований (по некоторым подсчетам уже в первых классах их 37), начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным ...

Особенности диагностики мышления в подростковом возрасте.
Перейдем от описания особенностей развития мышления подростков к обсуждению вопросов, связанных с их психодиагностикой. Отметим главное: к подросткам — коль скоро они уже не дети, но еще и не взрослые — необходим особый ппсиходиагностический подход, учитывающий как их детские, так взрослые черты. По уровню свое- го интеллектуального раз ...