Классификация волевых качеств
Страница 1

Развитие воли у подростков » Классификация волевых качеств

На данный момент в психологии сложилось несколько подходов к классификации волевых качеств личности.

Например, Ф. Н. Гоноболин делит волевые качества на две группы, связанные с активностью и с торможением нежелательных действий и психических процессов. К качествам первой группы он относит решительность, смелость, настойчивость и самостоятельность; качествам второй — выдержку (самообладание), выносливость, терпение, дисциплинированность и организованность. Правда, при этом Ф. Н. Гоноболин добавляет что невозможно все волевые качества личности строго разделить на две группы зависимости от преобладания процессов возбуждения и торможения. Иногда, подавляя одни действия, человек проявляет активность в других. И этим отличают с его точки зрения, дисциплинированность и организованность1. отзывы ЦАФТ Чебоксары, arrow

В. И. Селиванов объективным основанием для разграничения различных волевых качеств тоже считает динамику процессов возбуждения и торможения. В связи с этим он делит волевые качества на вызывающие, усиливающие активность и на тормозящие, ослабляющие или замедляющие ее. К первой группе он относит инициативность, решительность, смелость, энергичность, храбрость; ко второй группе — выдержку, выносливость, терпение2.

Р. Ассаджиоли выделяет следующие волевые качества:

1) энергия — динамическая сила — интенсивность; это качество определяется

трудностью достижения цели;

2) мастерство — контроль — дисциплина; это качество подчеркивает регулирование и контролирование волей других психических функций;

3) концентрация — сосредоточенность — внимание; это качество имеет особенное значение, когда объект воздействия и задача непривлекательны;

4) решительность — быстрота — проворность проявляются в принятии решения;

5) настойчивость — стойкость — терпение;

6) инициатива — отвага — решимость на поступки; это склонность к риску;

7) организация — интеграция — синтез; воля выступает здесь как организующее звено объединения тех средств, которые необходимы для решения задачи.

В этой классификации обращает на себя внимание объединение качеств, не имеющих отношения к «силе воли» и порой несовместимых, в триады (например, мастерство — контроль — дисциплина). Налицо смешение волевых проявлений с функциями и процессами управления активностью человека.

Другой подход к классификации волевых качеств базируется на высказанной С. Л. Рубинштейном мысли о соответствии различных волевых качеств фазам волевого процесса. Так, проявление инициативности он относит к самому начальному этапу волевого действия, после чего проявляются самостоятельность и независимость, а на этапе принятия решения проявляется решительность, которую на этапе исполнения волевого действия сменяют энергичность и настойчивость.

Эту идею С. Л. Рубинштейна развил М. Брихцин. Он выделил 11 звеньев психического управления и каждому из них приписал проявление определенных волевых качеств. Правда, в разряд волевых свойств у него попали предусмотрительность, расторопность (ловкость), осмотрительность и другие характеристики личности, которые трудно отнести к собственно волевым проявлениям1.

В.В. Никандров исходит в своей классификации волевых качеств из представления о наличии в проявлениях воли пространственно-временных и информационно-энергетических параметров. Пространственная характеристика заключается в направлении волевого действия на самого субъекта, временная — в ее процессуальности, энергетическая — в волевом усилии, при котором затрачивается энергия, информационная — в мотивах, цели, способе действий и достигнутом результате. В соответствии с этим к пространственному параметру он относит самостоятельность (независимость, целеустремленность, уверенность), к временному — настойчивость (упорство, терпение, упрямство, стойкость, твердость, принципиальность, последовательность), к энергетическому — решительность и самообладание (выдержка, контроль, смелость, отвага, мужество), к информационному — принципиальность2.

Страницы: 1 2


Описание программы исследования
Цель: изучение особенностей социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа. Задачи: 1. Подобрать комплекс методик для изучения особенностей социального интеллекта младших школьников. 2. Изучить особенности социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в условиях учрежде ...

Влияние учителя начальной школы на психологический климат класса
Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (становления личности) представляет младший школьный возраст, что обуславливает актуальность разработки проблемы формирования психологическо ...

Словарик по теме
Агрессия – тенденция или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении или фантазировании, цель которых состоит в том, чтобы повредить другому человеку, уничтожить, унизить. Агрессия может проявляться не только в прямом действии разрушения или насилия. Любое поведение, как негативное, ( например, отказ от помощи), так и п ...