Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины
Страница 4

Материалы » Психология бизнеса » Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины

Так как аппарат академической психологии мало пригоден для решения этой задачи, мы будем использовать в своем анализе достаточно свободный жанр практической психологии, опирающийся на описание и на тот метод познания, который один из авторов данной книги в свое время назвал методом «проживания», не подозревая, что почти за 40 лет до того, в 1947 г., группа учеников Курта Левина – Леланд Бредфорд, Кен Бенни, Рэнсис Лайкерт и Уоррен Беннис – разработали нечто подобное в качестве оптимального обучающего средства для практической работы с организациями в бизнесе, назвав этот метод «experiential learning». т.е. «обучение на основе переживания опыта»

Два других методологических приема, которые мы будем использовать в этой работе, можно было бы назвать «методом призмы» и «методом луковицы».

«Метод призмы» сводится к тому, что по ходу развития темы мы постоянно будем менять угол зрения и обращаться к поиску важных для понимания психологии бизнеса моментов то с точки зрения требований деятельности, то в контексте отношений с другими людьми, то с точки зрения организации и так далее.

«Метод луковицы» исходит из того, что, вообще-то говоря, психология личности – это удивительно сложное и глубокое устройство. О ней можно говорить на разных уровнях и, соответственно, на разных языках. Мы решили попробовать здесь путь поэтапного следования от наиболее поверхностных уровней, начав с описания деятельности и ее очевидных требований к человеку, и осторожно продвигаться вглубь, разбираясь слой за слоем с различными пластами психологических особенностей: ролевым поведением, межличностным взаимодействием, установками и аттитюдами, мотивацией и т.д. Для начала разговора о Человеке бизнеса мы сочли целесообразным остановиться на языке и способах описания, характерных для теории ролей.

Социальные роли – термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции. И в то же время, вводя понятие индивидуального стиля исполнения ролей, этот подход оставляет достаточно широкое пространство для понимания большого спектра вариаций и различий, наблюдаемых в поведении людей, эти роли исполняющих. Существуют некоторые представления о том, как эти роли должны «правильно» исполняться. Эти представления именуются в социологическом языке «экспектациями» – ожиданиями-требованиями к носителю роли со стороны окружающих.

При явно «внешнем», социальном происхождении ролей они всегда реализуются конкретными людьми и становятся частью их самих, их индивидуальной истории

В судьбе каждого конкретного действующего лица, играющего одну из социальных ролей, отчетливо видны этапные состояния, сменяющие друг друга. По крайней мере, до тех пор, пока человек действует в данной сфере (науке, бизнесе, военном деле)

Бизнесмен – это обобщенное название социальной роли, исполняемой людьми в бизнесе

Ряд авторов, в частности Емельянов Е.Н. и Поварицына С.Е. выделяются четыре этапа развития роли Бизнесмена? Это роли Предпринимателя, Менеджера. Инвестора и Лидера. Данные роли являются теми этапными эпостасиями, которые последовательно должен осваивать человек, посвятивший себя бизнесу.

Изучая развитие роли бизнесмена, необходимо последовательно рассмотреть ключевые характеристики этих этапных состояний и понять их сущностные особенности. Но главное – нам важно попытаться увидеть, насколько сложным, требующим от человека качественных психологических изменений в себе и своей деятельности может оказаться переход от одной из этих позиций к другой.

Предприниматель – первая ступень на пути вхождения в бизнес. Исследуя социальную роль «Предприниматель», первое, что необходимо сделать в этой связи, – это развести три разных понятия, которые часто сливаются при анализе феномена предпринимательства. Эти понятия – предприниматель, предприимчивость и дух предпринимательства. Предприниматель как роль в бизнесе, предприимчивость как особое качество, присущее человеку независимо от того, в какой сфере деятельности оно проявляется, и дух предпринимательства как характеристика состояния людей определенной исторической эпохи. Дух предпринимательства – это удачный художественный образ, который характеризует стремление человека изведать нечто новое, достичь ранее недостижимое. Поэтому, оставив в стороне художественные описания духа предпринимательства или перечни качеств, априорно необходимых для того, чтобы стать предпринимателем, попробуем просто посмотреть, как в сегодняшней действительности начинают путь реальные предприниматели.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Практическое применение форм и методов в эксперименте. Диагностика взаимоотношений классного коллектива
Своевременная диагностика межличностных конфликтов в школьных коллективах имеет важное значение для их профилактики, так и для конструктивного разрешения. Экспериментально–исследовательская работа проводилась на базе СОШ № 9 города Волжска Республики Марий Эл. В эксперименте принимали участие 26 учеников 6 «А» класса. Для изучения вза ...

Отцы и дети. С чего начинается понимание?
В одном из московских детских садов психолог предложил детям 5-6 лет поиграть в игру «Дочки-матери». Девочки быстро распределили между собой роли мамы, дочки, бабушки, однако никто из мальчиков не соглашался быть папой, в лучшем случае - только сыночком или собачкой. После долгих уговоров один из мальчиков согласился на роль отца - лег ...

Особенности диагностики мышления в подростковом возрасте.
Перейдем от описания особенностей развития мышления подростков к обсуждению вопросов, связанных с их психодиагностикой. Отметим главное: к подросткам — коль скоро они уже не дети, но еще и не взрослые — необходим особый ппсиходиагностический подход, учитывающий как их детские, так взрослые черты. По уровню свое- го интеллектуального раз ...