Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины
Страница 4

Материалы » Психология бизнеса » Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины

Так как аппарат академической психологии мало пригоден для решения этой задачи, мы будем использовать в своем анализе достаточно свободный жанр практической психологии, опирающийся на описание и на тот метод познания, который один из авторов данной книги в свое время назвал методом «проживания», не подозревая, что почти за 40 лет до того, в 1947 г., группа учеников Курта Левина – Леланд Бредфорд, Кен Бенни, Рэнсис Лайкерт и Уоррен Беннис – разработали нечто подобное в качестве оптимального обучающего средства для практической работы с организациями в бизнесе, назвав этот метод «experiential learning». т.е. «обучение на основе переживания опыта»

Два других методологических приема, которые мы будем использовать в этой работе, можно было бы назвать «методом призмы» и «методом луковицы».

«Метод призмы» сводится к тому, что по ходу развития темы мы постоянно будем менять угол зрения и обращаться к поиску важных для понимания психологии бизнеса моментов то с точки зрения требований деятельности, то в контексте отношений с другими людьми, то с точки зрения организации и так далее.

«Метод луковицы» исходит из того, что, вообще-то говоря, психология личности – это удивительно сложное и глубокое устройство. О ней можно говорить на разных уровнях и, соответственно, на разных языках. Мы решили попробовать здесь путь поэтапного следования от наиболее поверхностных уровней, начав с описания деятельности и ее очевидных требований к человеку, и осторожно продвигаться вглубь, разбираясь слой за слоем с различными пластами психологических особенностей: ролевым поведением, межличностным взаимодействием, установками и аттитюдами, мотивацией и т.д. Для начала разговора о Человеке бизнеса мы сочли целесообразным остановиться на языке и способах описания, характерных для теории ролей.

Социальные роли – термин, активно используемый как социальной психологией, так и социологией. Он концентрирует внимание на универсальных, всеобщих требованиях, предъявляемых к поведению человека, находящегося в определенной социальной позиции. И в то же время, вводя понятие индивидуального стиля исполнения ролей, этот подход оставляет достаточно широкое пространство для понимания большого спектра вариаций и различий, наблюдаемых в поведении людей, эти роли исполняющих. Существуют некоторые представления о том, как эти роли должны «правильно» исполняться. Эти представления именуются в социологическом языке «экспектациями» – ожиданиями-требованиями к носителю роли со стороны окружающих.

При явно «внешнем», социальном происхождении ролей они всегда реализуются конкретными людьми и становятся частью их самих, их индивидуальной истории

В судьбе каждого конкретного действующего лица, играющего одну из социальных ролей, отчетливо видны этапные состояния, сменяющие друг друга. По крайней мере, до тех пор, пока человек действует в данной сфере (науке, бизнесе, военном деле)

Бизнесмен – это обобщенное название социальной роли, исполняемой людьми в бизнесе

Ряд авторов, в частности Емельянов Е.Н. и Поварицына С.Е. выделяются четыре этапа развития роли Бизнесмена? Это роли Предпринимателя, Менеджера. Инвестора и Лидера. Данные роли являются теми этапными эпостасиями, которые последовательно должен осваивать человек, посвятивший себя бизнесу.

Изучая развитие роли бизнесмена, необходимо последовательно рассмотреть ключевые характеристики этих этапных состояний и понять их сущностные особенности. Но главное – нам важно попытаться увидеть, насколько сложным, требующим от человека качественных психологических изменений в себе и своей деятельности может оказаться переход от одной из этих позиций к другой.

Предприниматель – первая ступень на пути вхождения в бизнес. Исследуя социальную роль «Предприниматель», первое, что необходимо сделать в этой связи, – это развести три разных понятия, которые часто сливаются при анализе феномена предпринимательства. Эти понятия – предприниматель, предприимчивость и дух предпринимательства. Предприниматель как роль в бизнесе, предприимчивость как особое качество, присущее человеку независимо от того, в какой сфере деятельности оно проявляется, и дух предпринимательства как характеристика состояния людей определенной исторической эпохи. Дух предпринимательства – это удачный художественный образ, который характеризует стремление человека изведать нечто новое, достичь ранее недостижимое. Поэтому, оставив в стороне художественные описания духа предпринимательства или перечни качеств, априорно необходимых для того, чтобы стать предпринимателем, попробуем просто посмотреть, как в сегодняшней действительности начинают путь реальные предприниматели.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Как они понимают друг друга
Хотя отношения между матерью и младенцем являются основополагающими для человеческих взаимоотношений, их содержание и особенности стали исследоваться относительно недавно. Прежде всего в особой «детскости» речи матери, обращенной к младенцу (baby talk). Исследование материнской речи на шести различных языках на разных континентах показ ...

Выводы
Студенческий период является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека (Б.Г. Ананьев). Исключительное значение для выявления причин, приводящих к снижению социально-психологической адаптации, имеет изучение личностных особенностей студентов и специфики организационной культуры вуза и учебного процесса. Их ...

Исследование конфликтности личности
Актуальность исследования В наше время одна из основных проблем взаимоотношений между людьми заключается в повышенной конфликтности у детей и взрослых. Это часто происходит из-за недостаточного воспитания детей и самоконтроля взрослых. Цель исследования - выявить предрасположенность личности к конфликтному поведению Объект исследован ...