Предмет науки управления и основные этапы ее развития

Материалы » Предмет науки управления и основные этапы ее развития » Предмет науки управления и основные этапы ее развития

Под управлением понимается элемент, функция, обеспечивающая сохранение определенной структуры, организованных систем, поддержание режима их деятельности, реализацию их программы и целей. Управление как наука имеет присущий ей предмет. По мнению большинства отечественных и зарубежных ученых предметом науки управления являются управленческие отношения, то есть отношениямежду субъектом и объектом управления; между членами организации, находящимися на одном и том же иерархическом уровне, направленные на взаимное согласование действий, исходя из поставленных задач; между различными организационными подразделениями в пределах одного и того же объекта управления.

Управленческая деятельность - это особым образом организованный вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации.

В зависимости от функциональной роли в процессе управления выделяют три основные категории персонала управления: руководители или линейные менеджеры (10% работников аппарата управления); специалисты или функциональные менеджеры (60-70% работников аппарата управления); служащие аппарата управления (20-30% работников аппарата управления).

Главная задача руководителей - общее руководство процессом функционирования и развития системы управления. Главное свое внимание руководители сосредоточивают на следующих трех направлениях: принятие решений по всем важнейшим, стратегическим, принципиальным вопросам деятельности; осуществление подбора, расстановки, обучения и воспитания кадров; координация работы исполнителей, звеньев и подразделений организации в целом.

К специалистам аппарата управления обычно относят инженеров, экономистов, бухгалтеров, юристов, психологов и др. Они призваны решать три взаимосвязанные задачи: получение, обработка и анализ информации о состоянии дел в организации по своему конкретному направлению; разработка, на основе аналитических данных, вариантов решения отдельных функциональных вопросов; подготовка и разработка конкретных управленческих решений; контроль степени реализации управленческих решений по своим направлениям.

Категорию служащих аппарата управления составляют секретари, машинистки, техники, лаборанты и др., то есть все те, кто осуществляет текущий учет и делопроизводство в аппарате управления. Главная их задача - информационное и техническое обслуживание деятельности руководителей и специалистов.

Развитие науки управления можно разделить на три этапа:

1. Возникновение и развитие "классической теории научного менеджмента" (начало XX века - конец 20-х годов). Классический менеджмент основывался на жестком рационализме в управлении. Наиболее полное выражение суть этого этапа была выражена в концепциях "научного управления" Ф. Тейлора, "идеальной бюрократии" М. Вебера и "науки администрирования" А. Файоля.

2. Возникновение и развитие доктрины "человеческих отношений" (30-е - вторая половина 40-х годов). Она основывалась на всемерном учете человеческого фактора и привлекала достижения психологии, социологии, культурной антропологии для углубленного понимания реальной сути управления в организациях.

3. Возникновение и развитие современных теорий управления (с 50-х годов по настоящее время).

Системный подход. В соответствии с этим подходом, любая организация (предприятие, подразделение, воинская часть) является системой. Организация представляет собой открытую систему, то есть она взаимодействует с внешней средой. Внешняя среда в существенной степени определяет выживаемость организации.

Ситуационный подход. Суть ситуационного подхода можно свести к двум тезисам. Во-первых, не существует унифицированного эффективного управления во всех ситуациях. Во-вторых, эффективность управления достигается прежде всего мобильностью и приспособляемостью к той среде (ситуации), в которой работает данная организация.

Эмпирический (прагматический) подход. Сторонники этого подхода выступали за профессионализацию управления, то есть за превращение управленческого труда в особую профессию.

Количественный подход. Это обобщенное название всех приемов в управлении, связанных со знанием математики, статистики, кибернетики. Количественный подход нашел отражение в нескольких управленческих концепциях: "концепция операционного менеджмента"; "концепция управленческих решений"; "концепция математического или научного управления"


Описание результатов исследования
На первом этапе диагностики мы определяли уровень созависимости у женщин, имеющих детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и у женщин, имеющих здоровых детей. Результаты диагностики созависимости представлены в приложении 5 Анализ результатов опросника для определения созависимости показал, что у женщин же, имеющих детей с ...

Заключение.
В результате проделанной работы, были получены ответы на вопросы поставленные в рамках задачи. Резюмируя проведённое исследование, и находя общее в изученных теориях личности, можно сделать ряд выводов: 1. Развитие личности носит преимущественно позитивный характер. 2. По мнению большинства представленных авторов, развитие является о ...

Ценностные ориентации и мотивационно-потребностная сфера личности
Мотивация, как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для всех людей. По существу, никакое эффективное социальное взаимодействие с человеком невозможно без учета особенностей его мотивации. За объективно абсолютно одинаковыми поступками, действиями человека могут сто ...