Характеристика семей детей с химической зависимостью
Страница 4

- с особенностями контакта и эмоциональной дистанции между матерью и подростком как уклонение от контакта с ребенком [41].

В данных семьях родительско-детские взаимоотношения строятся либо по типу гипопротекция, либо по типу эмоционального отвержения. В первом случае ребенок предоставлен самому себе, родители не интересуются им и не контролируют его. В основе второго типа лежит осознаваемое, а чаще неосознаваемое отождествление ребенка с какими-либо отрицательными моментами в жизни родителей. Ребенок ощущает себя помехой в жизни родителей, устанавливающих большую дистанцию в отношениях с ним.

Следовательно, родительско-детские отношения в семьях зависимых подростков носят дисгармоничный характер. Отмечается нарушение эмоционального контакта между матерями и подростками, что в последующем определяет формирование эффекта созависимости[41].

Нарушенные, дисгармоничные внутрисемейные отношения являются одной из базовых причин становления аддиктивного поведения у подростков. Эти отношения могут значительно деформироваться в связи с формированием зависимости ребенка .

1. Для семей зависимых детей в большей степени, чем для группы здоровых, характерны такие нарушения воспитания как гипопротекция, недостаточность запретов, недостаточность обязанностей и санкций, применяемых к ребенку .

2. Наиболее часто встречающиеся психологические причины нарушений воспитания в семьях зависимых подростков и молодежи - это неуверенность матери в вопросах воспитания, страх утраты ребенка и проекция на ребенка нежелаемых качеств.

3. Особенностями отношения созависимых матерей детей- алкоголиков и наркоманов к своей семейной роли являются ограниченность женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье и стремление к сверхавторитету родителей.

4. В созависимых семьях доминируют следующие особенности эмоционального контакта между матерями и детьми : раздражительность и авторитарное подавление матерью активности ребенка.

5. Взаимоотношения в созависимых семьях характеризуются как автономное, параллельное существование матери и ребенка с зависимостью, а также непоследовательность воспитательных воздействий со стороны родителей по отношению к ребенку [41].

Динамика созависимого состояния в семье зависимого подростка или юноши.

Первые пробы наркотиков и становление зависимости от них кардинальным образом меняют направленность профилактической работы с родителями и семьей в целом, потому что они никогда не остаются только проблемой ребенка, а всегда затрагивают всю семью.

Специалисты в динамике семейных отношений при формировании у ребенка зависимости от алкоголя наркотика выделяют несколько фаз [9, с 95-99]:

1. фаза: - аффективно-шоковая. Она связана с тем, что в своем большинстве родители в настоящее время достаточно осведомлены о трагичности взаимоотношений человека с алкоголем или наркотиком, однако, в целом для большинства родителей типична позиция, когда они понимают тяжесть последствий употребления алкоголя или наркотиков детьми, но убеждены, что «их ребенка эта беда никогда не коснется». Поэтому в ответ на сведения об алкоголизации или наркотизации ребенка у родителей, как правило, развивается реакция по типу «эмоционального шока». Эта реакция обычно непродолжительна, но сразу делает внутрисемейные отношения «родитель-ребенок» особыми отношениями.

2. фаза - фаза родительского гиперконтроля. Для этой фазы типично стремление родителей к установлению максимального контроля за поведением ребенка, за его контактами. На короткий период времени внутрисемейный гиперконтроль оказывает сдерживающее влияние, но в целом быстро выявляется его несостоятельность. Она обусловлена тем, что родители при установлении гиперконтроля ставят перед собой в действительности нереальную цель. На самом деле, так как ребенок должен, несмотря на случаи употребления алкоголя или наркотиков, посещать школу, иметь время для досуга, встречаться с друзьями, он не может быть изолирован от среды, в которой живет. Ставя нереалистичную цель и идя по этому пути, родители вынуждены все больше ужесточать меры контроля и ограничивать поведение. Это вызывает одно стремление - избавиться от контроля любыми средствами и путями, включая обман, пренебрежение требованиями родных. Фаза гиперконтроля может проявляться повышенными требованиями к ребенку, попытками «наверстать упущенное в воспитании», что вызывает напряженные отношения и также является одним из факторов рецидива [9, с. 96].

3. фаза - фаза оппозиционного противостояния формирования зависимости от психоактивных веществ ребенка и родителей. В этой фазе ребенок перестает скрывать свою зависимость, может бравировать пренебрежением требований родных или давать неоднократные обещания прекратить употребление алкоголя или наркотиков, но каждый раз у него возникают «объективные» причины, в силу которых алкоголизация и наркотизация возобновляется. Такая «концепция зависимости» принимается родителями, и они начинают обвинять в алкоголизации и наркотизации ребенка его друзей и знакомых, торговцев наркотиками, недостаточность работы со стороны правоохранительных органов. В большинстве случаев родители возлагают основные надежды на меры медицинского характера, однако, при обращении за диагностической и лечебно-оздоровительной помощью стремятся избегать учреждений государственной наркологической службы, чтобы не ставить ребенка на наркологический учет. Данная фаза, как правило, характеризуется доминирующим положением больного ребенка в семье, что позволяет ему манипулировать родителями, отношения с которыми складываются по принципу "пусть делает, что хочет, лишь бы не кололся". Такое положение, как правило, существует не более 3 - 4 месяцев, а затем следует рецидив[9, с. 97].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Оценка кандидатов при приеме на работу. Темперамент и профессия. Как составить общее впечатление о человеке
По тому, как человек входит в помещение, как обращается с вопросами, как ожидает приема, можно судить о его общительности, самообладании, решительности, осторожности и других характеристиках личности. Причем всегда надо иметь в виду естественность или наигранность, демонстративность поведения. Одним из основных методов изучения работни ...

Развитие личности младших школьников
В младшем школьном возрасте ребенок переживает кризис 7 лет, когда происходит перестройка его поведения в связи с новой (учебной) ситуацией. Если кризис 3 лет связан с осознанием своего «Я» в мире, то кризис 7 лет связан с осознанием своего «Я» в социуме, с рождением социального «Я» ребенка. Эмоциональная сфера в этом возрасте включаетс ...

Формирование комплекса неполноценности. Почему развивается комплекс неполноценности
Подростковая психика очень ранима. На любое обидное замечание, пренебрежение, оскорбительное прозвище подросток реагирует гораздо болезненнее, чем взрослый человек. Взрослый имеет возможность проанализировать причину подобного к себе отношения и успокоить себя, что он вызвано, например, завистью, злостью, недоброжелательностью, скверны ...