Характеристика семей детей с химической зависимостью
Страница 2

-использование ребенка как средство давления и манипуляции супругов друг другом;

-непоследовательность в отношениях с ребенком: от максимального принятия до максимального отвержения [43, с. 77].

Созависимость родственников препятствует выздоровлению химическизависимого несовершеннолетнего, то есть служит фактором, "подкрепляющим" болезнь. www.intotransport.ru

Можно выделить следующие стратегии созависимых лиц, способствующие развитию аддиктивного поведения:

- чувство чрезмерной лояльности к ребенку, желание справиться с трудностями его поведения;

- своеобразное чувство не только ответственности, но и вины зато что у несовершеннолетнего члена семьи развилась алко- и наркозависимость (на интуитивном уровне созависимые это понимают, и в какой-то степени они правы);

- стремление сохранить позитивное впечатление о семье среди окружающих;

- стремление предотвратить опасные ситуации (угрозу ухудшения социального положения из-за деструктивного поведения несовершеннолетнего члена семьи);

- желание смягчить агрессию ребенка и других значимых лиц - родственников, знакомых;

- избегание помощи извне (психологической, медицинской и другой);

- отсутствие осознания болезни и характера ситуации;

- подсознательное желание быть незаменимым, необходимым для алко- и наркозависимого ребенка (это желание может превращаться в желание осуществлять контроль и власть) [28].

Когда выясняется, что ребенок употребляет алкоголь или наркотики, за помощью к психологам и наркологам обращаются чаще всего напуганные, беспокоящиеся за своего ребенка родители (как правило, матери). Чаще всего они искренне хотят помочь своему ребенку и себе избавиться от этого кошмара. В этих случаях у специалистов появляется возможность работать с самим подростком и его родителями [27].

Для зависимых детей и их матерей типичны значимые положительные взаимосвязи между возрастом матери и наличием конфликтов с подростком (r =0,64), а также сотрудничеством с ним (r =0,48) [22, с. 66].

Матери чаще указывают на доверительность отношений, общность интересов и считают, что являются авторитетом для своего ребенка, в то время, как подростки чаще подчеркивают конфликтность отношений.

В ряде исследований созависимых отношений показано, что, чем старше мать, тем меньше доверия между ней и подростком и больше конфликтов в отношениях между ними. Матери чаще склонны видеть взаимоотношения со своим ребенком в более благоприятных тонах, чем подростки. Это связано с манипулятивным характером отношений зависимых подростков со своими родителями [23, с. 40].

Для созависимых семей характерны такие нарушения как гипопротекция, недостаточность запретов, недостаточность обязанностей - требований к ребенку, недостаточность санкций, применяемых к ребенку. Психологическими причинами нарушений семейного воспитания чаще является воспитательная неуверенность матери, страх утраты ребенка и проекция негативных качеств на него [28].

В случае недостаточности требований - обязанностей и требований - запретов подросток характеризуется минимальным вовлечением в общие семейные занятия, что проявляется в высказываниях родителей о трудности привлечения ребенка к какому-либо делу по дому. При этом ребенку "все можно". Даже если и существуют какие-либо запреты, подросток легко их нарушает, зная, что никто с него не спросит. Он не отчитывается перед родителями, которые не хотят или не могут установить какие-либо границы его поведения [29].

Минимальность санкций свидетельствует о том, что родители предпочитают обходиться либо без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаясь в результативности любых наказаний.

Воспитательная неуверенность родителя (чаще матери) и страх утраты ребенка относятся к нарушениям взаимного влияния членов семьи. Они могут быть обусловлены нарушениями воспитания либо по типу потворствующей гиперпротекции, либо пониженным уровнем требований к подростку. В этом случае происходит своеобразное перераспределение власти в семье между родителем и ребенком в пользу последнего. Родитель «идет на поводу» у подростка, уступает даже в тех вопросах, в которых уступать, по его мнению, никак нельзя. Это происходит потому, что подросток сумел найти к своему родителю подход, нащупал его «слабое место» и добивается для себя положения «минимум требований - максимум прав». «Слабое место» - неуверенность, боязнь ошибки, преувеличение представлений о хрупкости ребенка, его болезненности, беззащитности. Страх заставляет одних родителей тревожно прислушиваться к любому пожеланию ребенка и спешить удовлетворить его (потворствующая гиперпротекция), либо мелочно опекать (доминирующая гиперпротекция) [33].

Проекция на ребенка собственных не желаемых качеств чаще обуславливает эмоциональное отвержение. Причиной такого воспитания нередко бывает то, что в ребенке родитель как бы видит те черты характера, которые чувствует в самом себе [38].

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Экспериментальное исследование психологических качеств личности граждан, поступающих на военную службу по контракту. Гипотеза, цели, задачи, объект и предмет исследования
Гипотеза исследования : предположительно, что для основной части добровольцев приоритетом выбора военной службы является ценности материально - бытового характера. Целью дипломной работы является определение социально - психологического портрета граждан, поступающих на военную службу по контракту. Для достижения целей исследования р ...

Вне подкрепления
Какие факторы позволяют людям учиться? Современные теоретики научения делают акцент на подкреплении как на необходимом условии для изменений поведения. Скиннер, например, утверждал, что внешнее подкрепление обязательно для научения. А Бандура, хотя и признает важность внешнего подкрепления, не рассматривает его как единственный способ, ...

Предмет и задачи детской психологии. Актуальные проблемы современной детской психологии
Возрастная психология изучает процесс развития психических функций и личности на протяжении всей жизни человека. Особенно интенсивно человек развивается в начале жизненного пути — с рождения до 18 лет, пока стремительно взрослеющий ребенок не окончит школу и не вступит во взрослую жизнь. В соответствующем разделе возрастной психологии в ...