Характеристика семей детей с химической зависимостью
Страница 1

Психотерапевт Г. Н. Луговкина говорит о том, что "довольно низкая эффективность терапии больных с химическими зависимостями традиционными методами связана с тем, что после курса лечения они возвращаются в прежнюю среду, особенно в семейную среду, химическая зависимость - это семейная болезнь. Наличие созависимости у родственника больного алкоголизмом и наркоманией - это всегда фактор риска нового рецидива болезни. Кроме того, все созависимые родственники имеют больше шансов, чтобы самим стать зависимыми от алкоголя или наркотиков. Доказано, что созависимость проявляет себя в потомстве, и не только в первом поколении у детей, но и у внуков алкоголиков и наркоманов"[34].

Несмотря на общепризнанный факт возникновения в семьях химически зависимых особого типа внутрисемейных отношений, описываемых понятием «созависимость», до сих пор ощущается дефицит теоретических и практических исследований механизмов взаимовлияния семьи и ребенка, употребляющего психоактивные вещества .

В отечественной и зарубежной психологической литературе достаточно хорошо представлены исследования семей алкоголиков: В.Е. Рожнов, Т.Г. Рыбакова, С. Hedder, V. Williez и др. В то же время исследования семей наркоманов чрезвычайно редки и малочисленны.

Семья - это первичная базовая структура общества, именно здесь формируется фундамент личности, это система, функционирующая по определенным правилам и законам. Основными законами функционирования семьи являются закон гомеостаза и закон развития. Семейная система стремится к сохранению равновесия, постоянству, но в тоже время постоянно находится в движении, стремясь пройти полный жизненный цикл[34].

Проблемы в «зависимой» семье не заканчиваются с прекращением злоупотребления алкоголем или наркотиками кого-то из членов семьи. Семейная система, рассчитанная на сохранение равновесия, при условии, что алкоголик или наркоман выступают в своей старой роли «алкоголика» или «наркомана», незаметно будет стремиться к тому, чтобы вернуть их к своей старой роли. Как правило, никто из членов семьи не осознает, что происходит [28].

Сложность заключается и в том, что из-за однообразия поведения зависимого от психоактивных веществ и повторяемости ситуации у членов семьи закрепляются ригидные и патогенные модели реагирования. Их поведение из активного становится реактивным и проявляется не только в семейных, но и в любых других жизненных ситуациях. Члены таких дисфункциональных семей и в дальнейшем не могут избавиться от сформированной роли. Таким образом, созависимость проявляется как в семье, так и вне ее, касаясь всех сторон психической деятельности, мировоззрения, поведения человека, системы его верований и ценностей [8, с. 255].

Обобщение опыта работы с семьями алкоголиков и наркоманов показывает, что семья может выступать, с одной стороны, как фактор, провоцирующий употребление психоактивных веществ; фиксации психологической зависимости от психоактивных веществ; провоцирующий срыв в период ремиссии - если реабилитационная работа с семьёй не проводится; и, с другой стороны, как фактор эффективности реабилитационной и профилактической работы - если проведена системная реабилитационная работа с семьёй [28].

Говоря о семье как о факторе, провоцирующем употребление психоактивных веществ, мы имеем в виду ещё и следующее.

Практически во всех случаях психической зависимости в период, предшествующий алкоголизации и наркотизации, обнаруживаются признаки одного из типов проблемных семей:

-деструктивная семья (автономия и сепарация отдельных членов семьи, отсутствие взаимности в эмоциональных контактах, хронический супружеский или родительско - детский конфликт);

-неполная семья (один из родителей отсутствует, что порождает разнообразные особенности семейных отношений и, прежде всего, размытые границы между матерью и ребенком (мальчики - суррогатные «мужья»; девочки - симбиоз);

-ригидная, псевдосолидарная семья (наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, жесткая регламентация семейной жизни, подавляющий тип воспитания);

-распавшаяся семья (т.е. ситуация, когда один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей и продолжает выполнять в ней какие-либо функции, при этом сохраняется сильная эмоциональная зависимость от него) [47].

Характерными особенностями таких семей являются:

-чрезвычайно эмоциональное, ранимое и болезненное отношение детей к своим родителям и их проблемам (имеются в виду острые, болезненные реакции на семейную ситуацию). Если при этом в семье присутствует холодная в общении, неэмоциональная, строгая и несердечная мать, то ситуация приобретает наибольшую остроту;

-нередко в семьях наркотизирующихся детей в период предшествующий наркотизации, наблюдается конформизм и попустительство родителей, вплоть до готовности идти на поводу у ребенка, Чаще всего такое поведение родителей - своеобразный способ избегания эмоционально-близких отношений с ребенком;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Школьная мотивация (по Лускановой)
АНКЕТА 1. Тебе нравится в школе или не очень? не очень нравится не нравится 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? чаще хочется остаться дома бывает по-разному иду с радостью 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ж ...

Концепция личности А.Н. Леонтьева (1903-1979)
В отличие от многих отечественных концепций личности эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. Суть ее в том, что , по мнению А.Н. Леонтьева «личность человека производится – создается общественными отношениями». Очевидно, что в основе представлений о личности лежит марксистский постулат о ней как о совокупности общественных от ...

Персонажи современных мультфильмов
Теперь более подробно рассмотрим героев и героинь современных мультфильмов и сериалов. Например, всем известный мультфильм «Том и Джерри» (реж. У. Ханна, Д. Барберра) (Приложение, рис. 5). Кот Том гоняется за мышонком Джерри, выбирая самые изощренные методы уничтожения бедного мышонка. А мышонок тем временем также пытается отомстить не ...