Три типа женщин-работниц

Существуют определенные типы развития личности и среди женщин. Так, социально-психологические исследования личности женщин-инженеров, проведенные Э.С. Чугуновой и другими психологами, позволили выделить три типологические группы - доминантную, ситуативную и конформистскую.

Для доминантного типа характерны: интерес к техническим наукам и исследовательской деятельности, увлечение техникой, конструированием; стремление работать в научно-исследовательских и конструкторских организациях, высокие показатели творческой активности, удовлетворенность специальностью, содержанием труда и взаимоотношениями в коллективе. Представители данного типа более всего стремятся сохранить достигнутое, например, остаться на прежнем месте, если даже нужно идти на понижение в должности.

Ситуативный тип выбора профессии и места работы женщиной осуществляется чаще всего в силу меркантильных соображений: близость его к месту жительства, материальные выгоды, удобный режим и т.д. У таких женщин творческая активность выражена слабо, для них характерна высокая общительность, стремление к самоутверждению в отношениях с другими при низком уровне притязаний в профессиональной деятельности. Ограниченный интерес к выполняемой работе у представителей данного типа замещается ориентацией на семью, быт и культуру.

Конформистский тип отличается тем, что выбор профессиональной деятельности представителями этой группы был обусловлен, как правило, влиянием ближайшего социального окружения (друзей, знакомых, родителей и т. д.), а не самостоятельным решением. Данный тип характеризуется низкой творческой активностью, неудовлетворенностью работой и должностью, низким уровнем профессиональной мотивации, склонностью к подозрительности и конфликтам Основная ориентация - сфера взаимоотношений.

Таким образом, можно сделать вывод, что знание сотрудниками кадровой службы и психологами предприятия основных психологических особенностей мужчин и женщин позволяет им правильно подобрать персонал при приеме на работу, или при создании производственных коллективов. При этом необходимо помнить, что большая часть проблем у мужчин формируется в сфере их профессиональной деятельности, а у женщин - в семейных отношениях. Женщины больше ценят хорошие межличностные отношения, а мужчины - квалификацию и достижения в профессиональной деятельности.

Практические рекомендации:

1. Известно, что мужчины обладают большей физической силой и выносливостью, их организм в меньшей степени, чем женский, подвержен влиянию неблагоприятных факторов производственной среды. Это не может не учитываться при наборе кандидатов (например, литейных и сборочных цехов промышленного предприятия или профессий каменщиков и маляров в строительстве). Мужчинам, как правило, присущи решительность, уверенность в себе, склонность к риску, выраженные мотивы достижения, что необходимо для успешной работы в должностях линейных руководителей - мастер, начальник цеха, директор предприятия и т.д.

2. Женщинам свойственны аккуратность в работе, внимательность, тщательность, что важно для специалистов различного профиля или функциональных руководителей - начальник группы, бюро, сектора, отдела и т.д.

3. Выраженная направленность женщин на социальную ориентацию предоставляет возможность их успешного использования в соответствующих структурных подразделениях на производстве - отделах кадров, социального развития, технического обучения, ведомственных дошкольных учреждениях. Внимание к психологическим особенностям мужчин и женщин положительно отражается на эффективности кадровой работы предприятия.


Теоретический анализ проблемы педагогической поддержки детей дошкольного возраста с негативными формами поведения. Понятие и сущность педагогической поддержки
Педагогическая поддержка, наряду с фундаментальными деятельностями по социализации ребенка, обучением и воспитанием, является самоценной, самостоятельной профессиональной деятельностью по созданию условий для саморазвития ребенка. Целью педагогической поддержки является "выращивание" субъектной позиции ребенка. Такой, которая ...

Развитие функций пространственного восприятия у детей с аномалиями психомоторного развития в условиях формирующего эксперимента
Экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего, контрольного. На констатирующем этапе психологического эксперимента приняли участие дети с психомоторными нарушениями контрольной и экспериментальной групп (80 испытуемых) на данном этапе была проведена диагностика исходного уровня развития пространс ...

Возможные психопрофилактические мероприятия предупреждения и устранения межличностных конфликтов в классе
Профилактика конфликтов – это их предупреждение. Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия, которые приводят к деструктивному развитию возникающих противоречий. Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Профилактика конфликтов, несомненно, важна, она требует меньших ...