Изучение особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа
Страница 4

Материалы » Особенности социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа » Изучение особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

Полученные данные свидетельствуют, что большая часть детей данной группы испытуемых (60 %) имеет низкий уровень эмпатийности. Они испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла. Они отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе со сверстниками. Это сторонники точных формулировок и рациональных решений. У этих детей мало друзей, а в тех, кто есть, они ценят больше деловые качества и ясный ум, чем чуткость и отзывчивость.

Четверть числа испытуемых данной группы (25 %) имеет нормальный уровень эмпатийности. Этих детей нельзя назвать «толстокожими», но в то же время они не относятся к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряют терпение. Предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенными, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что поступки других людей оказываются для них неожиданными. У этих детей нет раскованности чувств, и это мешает их полноценному восприятию людей.

В данной группе испытуемых также выявлены младшие школьники (10 %), имеющие очень низкий уровень развития эмпатийности. Эмпатийные тенденции у этих детей не развиты. Они затрудняются первыми начать разговор, держится особняком среди сверстников. В межличностных отношениях нередко оказывается в неловком положении. Во многом не находят взаимопонимания с окружающими. В деятельности слишком сконцентрированы на себе. Болезненно переносят критику в свой адрес, хотя могут на нее бурно не реагировать. Также в данной группе испытуемых присутствуют дети (5 %), имеющие высокий уровень развития эмпатийности выше среднего. Дети чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относятся к людям. Им нравиться «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее, они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими и находят общий язык. Дети тянутся к ним. Окружающие ценят их душевность. Младшие школьники стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Они хорошо переносят критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитают работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаются в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах эти дети не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести их из равновесия.

Очень высокий уровень эмпатийности у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа, не выявлен.

Таким образом, выявленные данные характеризуют данную группу испытуемых, как группу с низкой эмпатийностью. Результаты по методике оценки самоконтроля в общении (М. Снайдер) у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа, получены следующие результаты (Приложение 9):

Таблица 14 Выраженность уровня самоконтроля в общении у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа (п=20)

Уровни

Группа

Выраженность самоконтроля

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа

2 чел.

10 %

4 чел.

20 %

14 чел.

70 %

Полученные данные, свидетельствуют, что большая часть младших школьников данной группы испытуемых (70 %) имеет низкий уровень коммуникативного контроля в общении. Они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо чувствуют и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производят на окружающих. Также выявлены дети (20 %) со средним уровнем самоконтроля в общении. Они искренни, но несдержанны в своих эмоциональных проявлениях, при этом, считаются в своем поведении с окружающими людьми. В данной группе испытуемых выявлены младшие школьники (10 %), имеющие высокий уровень коммуникативного контроля в общении. Их поведение устойчиво, и они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Эти дети способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают их неудобными в общении по причине прямолинейности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Организация исследования
Исследование проходило на базе МОУ «СОШ №1», МОУ «СОШ №5». В летний период был сформирован лагерь труда и отдыха для детей, не имеющих возможностей для выезда на период каникул за пределы города Воркуты. Это, как правило, дети из неполных и/или неблагополучных семей. На летний период психологическая служба работала в основном по таким ...

Структура, элементы, функции и динамика межличностного конфликта.
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте яв­ляются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта – это взаимосвязи между его элементами. Конф­ликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и с ...

Методика шифровки цифровых символов.
Это один из невербальных подтекстов методики, направленной на исследование интеллекта, автором которой является Векслер. От испытуемого требуется в специальной таблице (см. материал к данной методике) в соответствии с образцами в рядах случайно подобранных цифр, поставить под каждой цифрой ее обозначение-символ, т. е. про- - извести как ...