Изучение особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа
Страница 4

Материалы » Особенности социального интеллекта младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа » Изучение особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа

Полученные данные свидетельствуют, что большая часть детей данной группы испытуемых (60 %) имеет низкий уровень эмпатийности. Они испытывают затруднения в установлении контактов с людьми, неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся им непонятными и лишенными смысла. Они отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе со сверстниками. Это сторонники точных формулировок и рациональных решений. У этих детей мало друзей, а в тех, кто есть, они ценят больше деловые качества и ясный ум, чем чуткость и отзывчивость.

Четверть числа испытуемых данной группы (25 %) имеет нормальный уровень эмпатийности. Этих детей нельзя назвать «толстокожими», но в то же время они не относятся к числу особо чувствительных лиц. В межличностных отношениях склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряют терпение. Предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенными, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что поступки других людей оказываются для них неожиданными. У этих детей нет раскованности чувств, и это мешает их полноценному восприятию людей.

В данной группе испытуемых также выявлены младшие школьники (10 %), имеющие очень низкий уровень развития эмпатийности. Эмпатийные тенденции у этих детей не развиты. Они затрудняются первыми начать разговор, держится особняком среди сверстников. В межличностных отношениях нередко оказывается в неловком положении. Во многом не находят взаимопонимания с окружающими. В деятельности слишком сконцентрированы на себе. Болезненно переносят критику в свой адрес, хотя могут на нее бурно не реагировать. Также в данной группе испытуемых присутствуют дети (5 %), имеющие высокий уровень развития эмпатийности выше среднего. Дети чувствительны к нуждам и проблемам окружающих, великодушны, склонны многое им прощать. С неподдельным интересом относятся к людям. Им нравиться «читать» их лица и «заглядывать» в их будущее, они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими и находят общий язык. Дети тянутся к ним. Окружающие ценят их душевность. Младшие школьники стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Они хорошо переносят критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам. Предпочитают работать с людьми, нежели в одиночку. Постоянно нуждаются в социальном одобрении своих действий. При всех перечисленных качествах эти дети не всегда аккуратны в точной и кропотливой работе. Не стоит особого труда вывести их из равновесия.

Очень высокий уровень эмпатийности у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа, не выявлен.

Таким образом, выявленные данные характеризуют данную группу испытуемых, как группу с низкой эмпатийностью. Результаты по методике оценки самоконтроля в общении (М. Снайдер) у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа, получены следующие результаты (Приложение 9):

Таблица 14 Выраженность уровня самоконтроля в общении у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждения интернатного типа (п=20)

Уровни

Группа

Выраженность самоконтроля

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

Младшие школьники, воспитывающиеся в условиях учреждения интернатного типа

2 чел.

10 %

4 чел.

20 %

14 чел.

70 %

Полученные данные, свидетельствуют, что большая часть младших школьников данной группы испытуемых (70 %) имеет низкий уровень коммуникативного контроля в общении. Они легко входят в любую роль, гибко реагируют на изменение ситуации, хорошо чувствуют и даже в состоянии предвидеть впечатление, которое производят на окружающих. Также выявлены дети (20 %) со средним уровнем самоконтроля в общении. Они искренни, но несдержанны в своих эмоциональных проявлениях, при этом, считаются в своем поведении с окружающими людьми. В данной группе испытуемых выявлены младшие школьники (10 %), имеющие высокий уровень коммуникативного контроля в общении. Их поведение устойчиво, и они не считают нужным изменяться в зависимости от ситуаций. Эти дети способны к искреннему самораскрытию в общении. Некоторые считают их неудобными в общении по причине прямолинейности.

Страницы: 1 2 3 4 5


Личность и социальная установка
Социальная установка — одна из основных категорий социальной психологии. Социальная установка призвана объяснить все социальное поведение человека. В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд», и ввели его в научный обиход в 1918-1920 гг. У. Томас и Ф. Знанецкий. Томас и Знанецкий описали и четыре функции атти ...

Проблема барьеров общения её изучение
Актуальность проблемы "барьеров" общения обусловлена целым рядом факторов. Прежде всего, наличием и расширением сферы влияния таких видов профессиональной деятельности, существование которых связано с системой взаимоотношений "человек-человек". Очевидно, что в сфере бизнеса, педагогики, инженерного труда и т. п. нево ...

Словарик по теме
Б–любовь – бытийная любовь, в которой человек ценит другого за то, что он есть, без какого- либо желания изменить или использовать его. Д–любовь – дефицитарная любовь или эгоистический тип любви, когда человек больше хочет получить, чем отдать любви другому. Дефицитарные мотивы – Д-мотивы. Направлены на удовлетворение биологических ...