Психологические особенности развития пространственного восприятия у детей с
психомоторными недостатками. Содержание психологических
условий коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у Страница 4
2. При исследовании зрительного восприятия проверяется узнавание изображения на цветных, предметных и сюжетных картинках, предметных черно-белых картинках, контурных, перевернутых, на заштрихованных и предметных недорисованных картинках. Проверяется различение основной цветовой гаммы.
3. Стереогноз - узнавание предмета по мышечно-суставиому чувству (методические рекомендации Э.С. Калижнюк. 1975), посредством ощупывания без зрительного контроля. Исследование стереогноза у детей с ДЦП проводится в форме игры в «Волшебный мешочек». Здоровые дети 6—7 лет правильно определяют предметы по форме, фактуре, весу, независимо от величины. Дети с церебральными параличами даже в 6—7 летнем возрасте, часто могут определить наиболее пораженной рукой предмет или найти не заданную игрушку в «волшебном мешочке» (астереогноз) или же определяют ее ошибочно. Важно отметить, что исследование стереогноза у детей с церебральными параличами необходимо для адекватной коррекционной работы, направленной на восстановление этой нарушенной функции, поскольку на ее основе и взаимодействии с деятельностью других анализаторов формируются пространственные представления.
4. Пальцевой гнозис—здоровые дети (6—7 лет) четко дифференцируют пальцы (большой, маленький, указательный и т. д.), могут указать, до какого пальца дотронулся экспериментатор. Дети с церебральными параличами в связи с иррадиацией возбуждения часто путают и не узнают пальцы, особенно III и IV парализованной руки, наиболее часто эти нарушения наблюдаются у детей с гемипаретической формой церебрального паралича.
5. Пальцевой праксис (метод нейропсихологического обследования)—воспроизведение позы пальцев по мышечно-суставному чувству без зрительного контроля. Здоровые дети (6—7 лет) легко справляются с заданием - воспроизводят позу пальцев пассивно, приданную ребенку экспериментатором, например, I—III—IV пальцы согнуты, II и V—разогнуты и т. д. У детей 6—7 лет, страдающих церебральными параличами, слабая «память на движение», недостаточный следовой кинестетический образ, без зрительного контроля они не могут выполнить задание, в то время как по показу выполняют удовлетворительно (при отсутствии выраженных насильственных движений).
6. Метод контроля организационно-пространственной деятельности (предложен академиком РАМН К.А. Семенова, 1978) — задания данного метода включают в себя; способность ориентироваться в помещении, развитие функций мелкой моторики - проверяется за столами «ручной умелости», выполняется по методики Керна-Иирасека (включает два задания - срисовывания письменных букв и срисовывания группы точек, т.е. работу по образцу) каждому ребенку раздаются листы бумаги с представленными образцами выполнения заданий (см. Приложение №2). Задания направлены на развитие пространственных отношений и представлений, развитие тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Задания срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек выявляет умение ребят воспроизводить образец.
7.
Восприятие пространственных признаков предметов (методика выполняется по диагностической тетради разработанной во Всероссийском научно-методическом Центре восстановительного лечения ДЦП И.Ю. Левченко 1985).
Негативные формы поведения в дошкольном возрасте
Большинство авторов [11], [23], [24, [29] к негативным формам поведения у детей относят только те проявления, которые представляют угрозу для психического здоровья ребенка на данном этапе развития или в перспективе, могут являться препятствием или существенно снизить уровень социальной адаптации индивида и, как следствие, нуждаются в ко ...
Ситуационные модели лидерства
Невозможность найти четкую зависимость между стилем руководства, удовлетворенностью и производительностью, явилась для исследователей показателем того, что имеются дополнительные факторы, которые еще не были учтены. Для этого следует рассматривать каждую сложившуюся ситуацию в целом. Главная идея ситуационного подхода заключается в том, ...
Характеристика наркотических веществ
В понятии "наркотик" до сих пор существует некая путаница. Медицинский смысл его (средство для наркоза) не совпадает с общеупотребительным (средство для получения удовольствия) .Поэтому все заинтересованные стороны в России договорились о том, что наркотиками будут считаться вещества, включенные в Список наркотиков Постоянно ...