Психологические особенности развития пространственного восприятия у детей с психомоторными недостатками. Содержание психологических условий коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у
Страница 3

Материалы » Психологические условия коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками при помощи физических упражнений » Психологические особенности развития пространственного восприятия у детей с психомоторными недостатками. Содержание психологических условий коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у

— взаиморасположение объектов и тела по вертикальной оси;

— взаиморасположение объектов и тела по горизонтальной оси (вперед и назад от тела);

— взаиморасположение объектов и тела в направлении вправо/влево от основной оси.

3. Уровень вербализации пространственных представлений.

Оценивается возможность использования в собственной речи предлогов и простых предложных конструкций. Оценка проводится в последовательности и логике возникновения их в онтогенезе. Анализируется понимание и исполь­зование предлогов в отношении к собственному телу, далее на конкретных объектах (возможность называния взаимоотношений предметов в простран­стве), понимание и использование предлогов и слов, отражающих простран­ственные взаимоотношения объектов в образном плане. Последовательность анализа та же, что и на предыдущем уровне, а сама процедура должна пред­шествовать выполнению заданий на действенном уровне. Часто анализ про­странственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела и уровня вербализации пространственных представлений возможен после «единой» процедуры.

4. Лингвистические представления (пространство языка)

Оцениваются понимание и возможность оперирования сложными речевы­ми конструкциями, квазипространственными (в том числе пространственно-временными и причинно-следственными) представлениями:

— возможность словообразования;

— формирование сравнительных степеней прилагательных;

— подбор антонимов и синонимов;

— формирование и понимание пассивных речевых конструкций;

— оперирование пространственно-временными и причинно-следственными представлениями;

— решение задач с косвенным вопросом.

Последнее в экспериментальной группе не анализировалось, так как может быть адекватно исследовано лишь у детей школьного возраста.

Данные критерии были использованы для исследования функций пространственного восприятия у детей с церебральными параличами вошедших в основную экспериментальную группу, для чего применялись некоторые отечественные и зарубежные диагностические методики с учетом возрастных норм развития. Ниже приводится примененная нами схема исследования, составленная на основании работ следующих авторов: А.Р. Лурия (1969), М.В. Вовчик-Блакитиной, Р.Ш. Каримовой, К.А. Семеновой (1998), Э.С. Калижнюк (1987), А.В. Семенович (1991), Ж. Пиаже и Программы реабилитации детей с отклоняющимся развитием в Детской психоневрологической больнице № 18.

Примененные в данном исследовании диагностические методики построены соответственно особенностям уровня развития предметно-практических манипуляций дошкольника. Допущены к применению в специализированных детских учреждениях Министерством здравоохранения (приказ № 08-23\15 от 3.11.75г.).

1. Метод нейропсихологического обследования «Выделение доминантного полушария» предложенный А.Р. Лурия (1948), предшествует иссле­дованию зрительно-пространственного восприятия, так как известно, что чаще пространственные нарушения выявляют­ся при поражении левого полушария мозга при правосторон­них параличах. Отмечается ведущая рука в актах самооб­служивания, в рисовании, проводятся пробы на левшество (сплести пальцы рук, скрестить на груди); отмечается так­же ведущая нога (на какую лучше опирается, какой ударяет мяч и т. д.); выделяется ведущий глаз в пробе «посмотри через трубочку», сложенную из бумаги (важно обратить вни­мание, какой рукой возьмет трубочку и к какому глазу ре­бенок поднесет трубочку). Задания по данной методике подбираются экспериментатором индивидуально для каждого обследуемого, с учетом двигательных возможностей ребенка. Следует иметь в виду того, что дети с задержкой психического развития и церебраль­ными параличами при равномерном поражении рук, позже, чем сверстники определяют моторное преимущество, в связи с этим они позже выделяют ведущую руку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Классификация чувств и эмоций
Классификаций базовых эмоций много. В начале века американский психолог Вудвортс предложил линейную шкалу эмоций, которая отражает весь континуум эмоциональных проявлений: любовь, веселье, радость; удивление; страх, страдание; гнев, решимость; отвращение; презрение. В этой шкале каждая эмоция является чем-то средним между двумя соседни ...

Рисунок как средство изучения семейной микросреды ребенка
Рисуночные методики являются высокоинформативным средством познания личности ребенка, так как, рисуя, ребенок отражает свое отношение к рисуемым объектам. При анализе детских рисунков изучается последовательность изображения членов семьи, указывающую на значимость их роли в семье; пространственное расположение членов семьи, являющееся, ...

Рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины
Тема 1. Бизнес как социокультурный институт В начале изучения темы следует обратиться к истории появления и развития бизнеса в России. Затем подойти к определению самого понятия бизнес. Давая определение понятию бизнес с целью избежать его смешения с близкими понятиями, выделим основные отличия бизнеса от сходных видов деятельности. ...