Описание и анализ результатов деятельности
Страница 2

Материалы » Поддержка детей с негативными формами поведения » Описание и анализ результатов деятельности

По результатам исследования всего было выявлено 36 детей, в чьих рисунках присутствуют элементы, характеризующие агрессивность (наличие торчащих, длинных, близкорасположенных друг от друга иголок; сильный нажим). Попутно данная методика позволила выявить такие нарушения эмоциональной сферы детей, как импульсивность, неуверенность в себе, тревожность, эгоцентризм и др.

Далее с детьми педагогом-психологом была проведена методика «Тест руки», которая позволяет прогнозировать и качественно оценить предрасположенность ребенка к открытому агрессивному поведению. Методический прием, положенный в основу теста руки, заключается в том, что испытуемого просят проинтерпретировать содержание действия, представленного в виде «стоп-кадра» изображения кисти руки, социально нейтрального и не несущего какой-либо смысловой нагрузки. Предполагается, что включение элемента в контекст более широкого вида активности происходит по механизму проекции и в значительной степени определяется наличным состоянием испытуемого и, в частности, его актуальными мотивами.

Инструкция: «Как ты думаешь, что делает человек, которому принадлежит эта рука? Назови все варианты, которые можешь себе представить?». Стимульный материал – 9 стандартных изображений кисти руки. Все ответы фиксируются в протоколе. При обработке полученных результатов каждый ответ ребенка относится к одной из 11 категорий (агрессия, директивность, страх, эмоциональность, коммуникация, зависимость, демонстративность, увечность, активная безличность, пассивная безличность, описание).

Ответы, относящиеся к категориям «Агрессия» и «Директивность», рассматриваются как связанные с готовностью обследуемого ребенка к проявлению агрессивности, нежеланием приспособиться к окружению.

Картинки предъявлялись в определенной последовательности в фиксированной позиции. Время на выполнение задания преимущественно не ограничивалось (из-за возраста детей). Если ребенок давал неопределенный ответ, предпринималась попытка выяснить, что же конкретно он имеет в виду. В случае, когда дети отказывались давать пояснения, либо давали ответ: «Не знаю», переходили к другой картинке.

В основном по каждому рисунку дети давали по 1−2 ответа, которые позволили увидеть направленность представлений ребенка и отнести ответ к определенной категории. В большинстве ответов превалирует категория АБ («Активная безличность»). К ней относятся ответы, выражающие безличные тенденции к действию, в которых рука меняет свое положение («рисует, едет, плывет» и т.д.). Некоторые дети (4%) предпринимали попытку изобразить собственной рукой кисть, представленную на рисунке («Вот так она делает!»).

Анализ результатов показал, что из числа 36 детей определенных после графической методики «Кактус») 30 действительно имеют склонность к негативным формам поведения, а именно, к реальному проявлению агрессии, т.е. у данной категории детей агрессивные реакции являются преобладающим способом реагирования в большинстве ситуаций (А>+1).

Наиболее часто встречающиеся ответы детей:

Рисунок 1 Рисунок 2

222 333

- хватает; - показывает ладонь;

- пугает; - здоровается;

- хлопает по плечу (голове, лбу); - просит что-либо, берет что-либо;

- показывает пальцы; - поднял руку вверх, чтобы ответить на вопрос;

- берет что-либо; - бьет;

- хочет за что-либо взяться

Рисунок 3

444

- указывает на что-либо;

- тычет пальцем куда-либо (в глаз, лоб, и др.);

- хочет раздавить кого-либо (комара, божью коровку);

- говорит: «Внимание»;

- дотрагивается до чего-либо (до плиты, до стекла и др.);

- пробует что-либо пальцем (варенье, масло и др.)

Таким образом, после проведения таких диагностических методов, как беседа с педагогами, массовое наблюдение за детьми в естественных условиях, графической методики «Кактус», проективной методики «Тест руки» в яслях-саду были выявлены 30 детей старшего дошкольного возраста (от 5 л. 4 мес. – до 6 л. 4 мес.), в поведении которых встречаются негативные формы поведения, чаще всего с признаками агрессии.

Эти дети и составили 2 группы – экспериментальную и контрольную, и непосредственно с ними проводилась коррекционная работа. В каждую группу входили 15 детей. Как указывалось выше, в дошкольном учреждении функционирует 4 старших группы, которые всего посещает 80 детей. Дети экспериментальной и контрольной группы посещали старшие возрастные группы № 11, 12, 13, 14. В группах №11, 12 воспитывались 15 детей экспериментальной группы, в группах № 13, 14 – 15 детей контрольной группы.

Страницы: 1 2 3 4


Эпигенетический принцип
Центральным положением в теории развития Эго является положение о том, что человек в течение всей жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий. Процесс развертывания этих стадий регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом. Принцип гласит, что личность развивается ступенчато, двигаясь в направле ...

Концепция личности К.К. Платонова (1906-1984)
Данная концепция наиболее яркий пример реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека К.К. Платонов понимал личность как динамическую систему, т.е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции. В которой выделял следующие подструктуры: · ...

Теоретические основы психического развития ребенка в семье, как в социально-культурной среде воспитания и становления личности. Анализ первоисточников по проблеме развития детей старшего дошкольног
Прежде чем рассматривать семью, как социально-культурную среду воспитания и становления личности, обратим внимание на проблему психического развития и здоровья детей старшего дошкольного возраста. Дошкольный возраст как никакой другой характеризуется сильнейшей зависимостью от взрослого, и прохождение того этапа становления личности во ...