Описание и анализ результатов деятельности
Страница 1

Материалы » Поддержка детей с негативными формами поведения » Описание и анализ результатов деятельности

На констатирующем этапе эксперимента были опрошены 6 педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, которым было предложено ответить на вопрос «Есть ли, по Вашему мнению, в группе дети с яркими негативными личностными проявлениями?» и выделить основные показатели, характеризующие этих детей. На предложенный вопрос все педагоги дали утвердительный ответ, и никто из них не испытывал трудности при выделении указанных показателей.

Исходя из системы экспертных оценок воспитателей-практиков, непосредственно работающих с детьми, у детей старшего дошкольного возраста встречаются следующие негативные личностные проявления (приводятся показатели, которые отметили 90–100% педагогов):

· повышает голос, кричит, демонстративно кричит; употребляет оскорбительные слова;

· портит чужие вещи, ломает игрушки;

· бурно реагирует на замечания; ябедничает;

· дерется, кусается, щипается;

· конфликтные ситуации разрешает только с помощью физической силы;

· приписывает агрессивные действия окружающим, ждет «подвоха», нападения со стороны сверстников;

· лжет.

Это данные дают основание предположить, что главной негативной формой поведения в дошкольном возрасте является агрессивность, в различных формах ее проявления.

Отличительная черта детей с негативными формами поведения – их отношение к сверстнику. Другой ребенок воспринимается ими как препятствие, конкурент, которого нужно устранить.

Были выявлены дети, которые используют негативные формы поведения как средство привлечения к себе внимания сверстников. Они очень ярко выражают свои эмоции − кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи. Чаще всего эти дети используют физическую агрессию – прямую или косвенную, которая имеет непроизвольный, непосредственный, импульсивный характер. Также были выявлены дети, для которых конфликт, агрессия в основном является нормой поведения в общении со сверстниками. Их негативные действия – это средство достижения какой-либо конкретной цели. Положительные эмоции они испытывают по достижении результата, а не во время агрессивных реакций. Такой способ действия представляется им привычным, нормальным и единственно возможным средством для достижения цели. Все эти дети были взяты под особый контроль.

Для более достоверного выявления детей с негативными формами поведения, в частности агрессивных детей педагогом-психологом дошкольного учреждения дополнительно использовались графическая методика «Кактус» [20; 54] и «Тест руки» Э. Вагнера [29;174].

Из существующих графических проективных методик выявления агрессивности выбор остановился именно на методике «Кактус», т.к. у детей 5−6 лет еще очень низкая техника рисования, и сложно достоверно интерпретировать полученные результаты. Методика «Кактус» представляется наиболее простой в техническом исполнении и, как показывает опыт, наиболее легка и доступна для работы с детьми. Целью данной методики является изучение эмоциональной сферы ребенка. Также данная методика помогает увидеть наличие агрессивности, ее направление и интенсивность.

Ребенку предъявляется следующая инструкция.

«На листе белой бумаги нарисуй кактус – такой, какой ты себе представляешь».

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

При обработке результатов принимаются во внимание данные, свойственные всем графическим методам: пространственное расположение и размер рисунка, характеристики линий, нажим карандаша. Кроме того, учитываются показатели, специфические именно для данной методики: характеристика «образа» кактуса (дикий, домашний, примитивный, детально прорисованный и др.), характеристика иголок (размер, расположение, количество).

При анализе детских работ в основном интересовали такие характеристики, как:

Агрессия

– наличие иголок. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки показывают высокую степень агрессивности.

Импульсивность

– отрывистость линий, сильный нажим.

Тревога

– использование темных цветов (вариант с цветными карандашами), преобладание внутренней штриховки прерывистыми линиями.

Неуверенность в себе, зависимость

– маленький рисунок, расположение внизу листа.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен одни кактус.

Диагностика проводилась в первую половину дня в групповом помещении. Дети были поделены на группы и обследовались поочередно. Каждый ребенок сидел за отдельным столом, чтобы не видеть работу своего сверстника. Набор карандашей предлагался каждому ребенку индивидуально.

Страницы: 1 2 3 4


Стихийные группы и массовые движения
При общей классификации больших социальных групп уже говорилось о том, что существует особая их разновидность, которую в строгом смысле слова нельзя назвать «группой». Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонст ...

Научающе-бихевиоральное направление в теории личности. Б. Ф. Скиннер: теория оперантного научения. История развития и основные направления в бихевиоральной терапии
Все теоретики, чьи точки зрения мы уже рассмотрели, интересовались тем, что происходит внутри человека, внутренними структурами и процессами, лежащими в основе наблюдаемых форм поведения. Будь то бессознательные психические процессы и конфликты, описанные Фрейдом, архетипы Юнга, внимание концентрировалось на состоянии «внутри человека». ...

Изменения в диапазоне и содержании мышления
За счет появления новых и совершенствования старых когнитивных умений диапазон мышления подростков становится значительно шире, а содержание мышления — богаче и сложнее. Поскольку подростки теперь могут рассматривать противоречащие фактам ситуации, для них часто новым увлечением становится чтение научной фантастики и просмотр фантастиче ...