Описание и анализ результатов деятельности
Страница 3

Материалы » Поддержка детей с негативными формами поведения » Описание и анализ результатов деятельности

Со всеми детьми экспериментальной и контрольной группы в течение 4 месяцев (ноябрь-февраль) 2 раза в неделю по 20-25 минут проводились групповые занятия с педагогом-психологом. Основным методом, используемым в работе являлась игротерапия.

Педагогом-психологом коррекционная работа проводилась, в четырех направлениях:

1. Работа с гневом - обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

2. Обучение детей приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях.

3. Отработка навыков общений в возможных конфликтных ситуациях.

4. Формирование таких качеств, как сочувствие, сопереживание, эмпатия, доверие к людям и т.д. [20], [29].

Параллельно велась работа с семьей – вывешивалась наглядная информация, проводились беседы и консультации, главной целью которых являлось подтолкнуть родителей к размышлениям о своем ребенке, о причинах возникновения его негативного поведения, о собственном поведении и т.д.

С детьми экспериментальной группы (гр. №11, 12) помимо занятий педагога-психолога, основным направлением работы являлось оказание педагогической поддержки детям непосредственно во время их пребывания в группе, что представляло собой чередование и комбинирование методов и приемов поведения взрослого в зависимости от формы проявления негативных поведенческих реакций ребенка и условий их проявления в ситуации «здесь и теперь». Описанием стратегии взаимодействия с детьми с негативными формами поведения (чаще всего агрессивными) занимался Романов А. [23], Фурманов И. [29] (Приложение 1).

Основными задачами работы психолога, заместителя заведующего по основной деятельности дошкольного учреждения с педагогами и родителями являлось:

- помочь педагогам и родителям овладеть приемами конструктивного, эффективного общения с агрессивными детьми в целях исключения ответной агрессивной поведенческой реакции со стороны детей или погашения уже имеющейся;

- исключение таких факторов в общении взрослых с ребенком, которые могут провоцировать ребенка на ответное агрессивное поведение.

- вооружение педагогов и родителей арсеналом методов и приемов поведения в зависимости от особенностей вида и выраженности агрессивного поведения ребенка, а также от конкретных внешних обстоятельств и условий проявления агрессии в ситуации «здесь и теперь» (решение этой задачи являлось главным залогом успешности реализации коррекционной работы). Для этого были организованы семинары-практикумы (5 встреч с педагогами, 3 - с родителями, 2 – совместные), на которых проходило знакомство, обсуждение, обмен опытом, обыгрывание использования различных способов реагирования, приемов эффективного конструктивного взаимодействия с агрессивными детьми в различных ситуациях.

Таким образом, видно, что в организации коррекционной работы с детьми экспериментальной группы главная роль отводилась не столько психологу, сколько педагогам и родителям, так как они постоянно взаимодействуют с ребенком. Их главной задачей являлось наблюдение за ребенком и своевременное правильное отреагирование его негативных поведенческих проявлений. Психолог же должен был помочь педагогам и родителям освоить необходимые навыки и умения.

В течение первых 2 месяцев (ноябрь-декабрь) психолог ежедневно в течение 1 часа присутствовал в садовых группах (которые посещали дети из экспериментальной группы), для того, чтобы в реальных условиях оказывать помощь педагогам в построении взаимодействия с детьми в различных ситуациях с целью оказания педагогической поддержки.

Первоначально возникали трудности, вызванные тем, что, как отмечали педагоги и родители, им не всегда удавалось сразу же быстро и эффективно организовать взаимодействие с ребенком как в момент опасности возникновения негативных поведенческих реакций (направленное на их предотвращение), так и после совершенных негативных действий. Возникали случаи, когда взрослые не знали, как правильно поступить в данной ситуации. Эти случаи анализировались на встречах «Открытый диалог», которые проводились 2-3 раза в месяц (по мере необходимости).

Для анализа эффективности коррекционной работы использовались те же методы диагностики, что и на констатирующем этапе эксперимента.

На контрольном этапе исследования также проводилось повторное обследование детей с помощью методики «Кактус». Были получены следующие результаты:

- в экспериментальной группе из 15 детей в рисунках 6 детей присутствовали проявления агрессивности;

- в контрольной группе из 15 детей у 10 детей присутствовали проявления агрессивности.

При интерпретации детских работ нельзя упустить из внимания такой показатель, как тревожность (табл. 2).

Страницы: 1 2 3 4


Отчуждение
Чаще всего отчуждение со стороны одного из супругов наступает тогда, когда он был вынужден в чем-то переступать через себя, например, ему что-то не понравилось в интимных отношениях, он пытался перебороть это в себе молча, вместо того, чтобы откровенно обсудить свои трудности с партнёром, самым близким и дорогим ему человеком, к тому же ...

Методы и методики
Психодиагностические методы - тестирование. Методики: 1) Методика Я (Кун и Мак-Портленд). 2) Тест «Q-сортировка (Б. Стефансон, 1958). 3) Опросник самоотношения (ОСО) (В.В.Столин). Статистические методы обработки данных: ­ Критерий U - Манна-Уитни. 1) Методика Я (Кун и Мак-Портленд). Данную методику разработали американские психо ...

Подростковый возраст.
В этом возрасте, как отмечает А. И. Высоцкий, происходит коренная перестройка структуры волевой активности. В отличие от школьников младших классов подростки значительно чаще регулируют свое поведение на основе внутренней стимуляции (самостимуляции). В то же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Это связано с тем, что при ...