Инстинкты как движущая сила общества
Страница 1

Материалы » Теория личности » Инстинкты как движущая сила общества

Фрейд развивался под влиянием философии детерминизма и позитивизма девятнадцатого века и считал человеческий организм сложной энергетической системой, черпающей энергию из потребляемой пищи и расходующей ее на столь различные вещи, как кровообращение, дыхание, мышечные усилия, восприятие, мышление, память. Фрейд не видел причин считать, что энергия, обеспечивающая дыхание или пищеварение, обладает какими-либо отличиями, кроме отличий по форме, от энергии, обслуживающей мышление и память. В конце концов — и на этом твердо настаивали физики девятнадцатого века - энергия должна определяться с точки зрения осуществляемой работы. Если работа представлена психической активностью, например, мышлением, то правомерно, по мысли Фрейда, назвать эту форму энергии психической энергией. В соответствии с принципом сохранения энергии энергия может трансформироваться из одного состояния в другое, но не может исчезать в рамках тотальной космической системы. Из этого следует, что психическая энергия может трансформироваться в физиологическую, и наоборот. Местом встречи, «мостиком» между энергией тела и энергией личности выступает Ид и Эго.

Инстинкт определяется как врожденная психологическая репрезентация внутреннего соматического источника возбуждения

. Психологическая репрезентация называется желанием; телесное возбуждение, из которого оно возникает, называется потребностью. Таким образом, состояние голода может быть описано с точки зрения физиологии как состояние дефицита питания в тканях тела, тогда как психологически оно представлено желанием есть, желание действует как мотив поведения. Голодный ищет пищу. В связи с этим инстинкты считаются движущими факторами личности. Они не только побуждают поведение, но и определяют его направленность. Иными словами, инстинкт осуществляет избирательный контроль над поведением, повышая сензитивность к определенному виду стимулов. Голодный более чувствителен к пищевым стимулам, сексуально возбужденный человек

с большей вероятностью отреагирует на эротические стимулы.

Кстати, можно видеть, что организм также может активизироваться и внешней стимуляцией.

Однако Фрейд полагал, что источники возбуждения, находящиеся в среде, менее важны для динамики личности, чем врожденные инстинкты. В целом внешние стимулы возлагают на организм меньше требований и требуют менее сложных форм удовлетворения, чем потребности. Внешнего стимула можно избежать, но от потребности убежать невозможно. Хотя Фрейд отводил внешней стимуляции вторые роли, он никогда не отрицал ее значение в определенных условиях. Например, чрезмерная стимуляция в ранние годы жизни, когда незрелое Эго не способно связать огромное количество свободной энергии (напряжения), может иметь на личность решающее влияние, как мы увидим при обсуждении представлений Фрейда о тревоге.

Инстинкт - это квант психической энергии или, как это обозначил Фрейд, «мера запроса на работу ума». Вместе взятые, инстинкты составляют суммарную психическую энергию, находящуюся в распоряжении личности. Как уже сказано, Ид представляет резервуар этой энергии и местоположение инстинктов. Ид может быть уподоблено динамо-машине, поставляющей психическую энергию для всего многообразия действий личности. Разумеется, энергия извлекается из телесных метаболических процессов.

Инстинкт имеет источник, цель, объект и импетус. Источник мы уже определили как телесное состояние или потребность. Цель состоит в устранении телесного возбуждения. Цель пищевого инстинкта, например, состоит в устранении пищевого дефицита, что достигается, разумеется, актом еды. Вся активность между появлением желания и его исполнением относится к объектy. Иначе говоря, объект - это не только конкретный предмет или условие, удовлетворяющее потребности; он также включает поведение, направленное на поиск необходимого предмета или условия. Например, когда человек голоден, он должен предпринять некоторые действия для того, чтобы достичь цели- насыщения. Импетус - это

Страницы: 1 2 3 4


Исследования смысло-жизненных ориентаций мужчин
Для исследования смысло-жизненных ориентаций мужчин в качестве диагностического инструмента нами был взят «Тест смысло-жизненных ориентаций» Д.А.Леонтьева, так как данная методика даёт достаточно полную картину основных жизненных установок человека. Таблица № 5 Результаты исследования смысло-жизненных ориентаций мужчин Женатые ...

Изучение самоактуализации
Маслоу полагал, что если психология будет изучать исключительно ущербных невротичных людей, то она обречена быть «искалеченной» психологией. Чтобы создать более полную и всеобъемлющую науку о человеке, психологи также обязаны изучать людей, в полной мере реализовавших свой потенциал. В своем неформальном исследовании Маслоу обрисовал лю ...

Развитие способности к личностной саморегуляции у дошкольников
Способность человека к личностной саморегуляции является следствием фундаментальной характеристики человеческого существования – его свободы. Свобода человека сохраняется при любых внешних обстоятельствах и выражается в возможности выбирать цели, средства деятельности, определять собственную духовно-нравственную позицию, влиять на разви ...