Заключение.

В результате проделанной работы, были получены ответы на вопросы поставленные в рамках задачи.

Резюмируя проведённое исследование, и находя общее в изученных теориях личности, можно сделать ряд выводов:

1. Развитие личности носит преимущественно позитивный характер.

2. По мнению большинства представленных авторов, развитие является органичным и естественным жизненным процессом.

3. Развитие движимо внутренними силами личности или природными силами.

4. Ограничения в развитии, как правило, связываются в равной степени, как с неблагоприятными условиями среды, преградами внешнего мира, так и с внутренними трудностями.

Если обобщить определения понятия «развитие личности», существующие в рамках различных психологических теорий и школ (К.Юнг, К.Левин, К Роджерс, А.Адлер, З.Фрейд, А.Маслоу и других), то можно сказать, что развитие личности традиционно понимается как: процесс изменения качества личности, в результате которого:

· происходит расширение зоны возможностей, сферы проявления;

· достигается внутренний баланс и целостность;

· устанавливается гармоничное и эффективное взаимодействие в социо-культурной среде.

[1] Марцинковская Т.Д. «История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений». - М.: Издательский центр «Академия», 2001, стр 338-339

[2] Марцинковская Т.Д. «История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений». - М.: Издательский центр «Академия», 2001, стр 347- 349

[3] Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1993 – 146 стр

[4] Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1993 – стр 201

[5] Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002.стр 101-103

[6] Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 97

[7] Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1993 – стр 224

[8] А.Адлер «Понять природу человека» Гуманитарное агентство «Академический проект, Санкт-Петербург, 1999 – стр 56

[9] Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – стр 124.

[10] А.Адлер «Понять природу человека» Гуманитарное агентство «Академический проект, Санкт-Петербург, 1999 – стр 142

[11] Э.Эриксон «Детство и общество» - СПб., 1996 – стр 97

[12] Э.Эриксон «Детство и общество» - СПб., 1996 – стр 84

[13] Э.Эриксон «Детство и общество» - СПб., 1996 – стр 131

[14] Э.Эриксон «Детство и общество» - СПб., 1996 – стр 152

[15] Марцинковская Т.Д. «История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений». - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544

[16] Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»; СПб.: Евразия, 1999, стр 293

[17] Хьелл Л., Зиглер Д. Основные положения, исследования и применения теории личности. – СПб.: Питер , 2003 – стр 115

[18] Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – стр501

[19] Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»; СПб.: Евразия, 1999, стр 301

[20] Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»; СПб.: Евразия, 1999, стр 234

[21] Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»; СПб.: Евразия, 1999, стр 242

[22] Абрахам Маслоу «Мотивация и личность»; СПб.: Евразия, 1999, стр 133

[23] Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 452 стр.

[24] Карл Рождерс «Теория личности», М., "Ваклер", 1997 – 234 стр.

[25] Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. –410 стр

[26] Левин К. Теория поля в социальных науках. - СПб., 2000, стр73

[27] Ярошевский М. Г. История психологии. - М., 1996 – 245 стр.

[28] Р Фрейджер, Д.Фейдмен «Личность: теории, упражнения, эксперименты». – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 727 стр


VI стадия. Ранняя зрелость (Ранняя взрослость)
Становление эго-идентичности позволяет молодому человеку перейти на шестую стадию психосоциального развития. Эта стадия обозначает формальное начало взрослой жизни; продолжается от поздней юности до начала среднего возраста. Здесь и далее Эриксон не называет четкого возраста. К началу этой стадии человек уже познал свое «Я» и включился ...

Развитие личности
Хорни, соглашаясь с Фройдом о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого, не принимала утверждения о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. По мнению Хорни решающи ...

Методика определения уровня эмпатии - И.М. Юсупов (Приложение 2)
Предлагаемая методика успешно используется казанским психологом И.М. Юсуповым для исследования эмпатии (сопереживания), т.е. умения поставить себя на место другого человека и способности к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживания других людей. Сопереживание – это принятие тех чувств, которые испытывает другой человек так, ...