Роль конкретной ситуации в совершении преступления
Страница 1

Материалы » Психология преступного поведения » Роль конкретной ситуации в совершении преступления

Негативные личностные свойства человека, сложившиеся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования, приводят к совершению преступлений при наличии определенных обстоятельств, способствующих подобному результату и образующих ситуацию совершения преступления — криминогенную ситуацию. дыхательный аппарат птс профи-Рј руководство РІ Р РѕСЃСЃРёРё

Ситуация преступления — особый уровень взаимодействия личности с социальной средой. На этом уровне обусловленная неблагоприятными условиями нравственного формирования способность лица совершить преступление под воздействием ситуации реализуется в действительность.

Ситуация может распространяться на более или менее обширную территорию (например, неурожай в стране) или концентрироваться на ограниченном пространстве (квартирный конфликт). Она может иметь длительный характер (разлад в семье) или кратковременный, разовый (ссора в очереди). В первом случае возникновение ситуации отделено от преступления определенным промежутком времени, в течение которого она воздействует на лицо, психологически «подготавливая» его к совершению преступления; во втором — этот промежуток сокращается до минимума, и ситуация как бы сливается с самим преступлением. По объему своего действия ситуация может быть локальной — затрагивать только данное лицо или узкий круг лиц (болезнь, ссора, утрата личного оружия), а может касаться многих (стихийное бедствие, нездоровая атмосфера в коллективе).

По источнику возникновения принято различать ситуации, созданные людьми, и ситуации, вызванные действием стихийных сил природы, физических явлений и естественных законов (неблагоприятные погодные условия, способствовавшие аварии; гибель имущества при пожаре или наводнении). Ситуации, созданные людьми, могут быть связаны с действиями самого виновного либо иных лиц. В обоих случаях эти действия могут быть правомерными, противоправными или даже преступными. Ситуации, связанные с действиями виновного, могут быть созданы им специально для совершения преступления (например, создание искусственной очереди на КПП, чтобы иметь возможность пропускать вне ее за взятку), либо без такого намерения (употребление алкоголя и опьянение, в результате которого совершаются хулиганские действия или автотранспортное преступление). Среди ситуаций, связанных с действиями иных, кроме виновного, лиц, особо выделяются ситуации, созданные потерпевшими от преступления, которые называют виктимологическими. Следует, однако, иметь в виду, что таковыми они являются именно для потерпевшего, обусловливая подобное его состояние, а с точки зрения преступника и совершенного им преступления эти ситуации носят криминогенный характер, ибо детерминируют преступное поведение.

По источнику возникновения возможны и смешанные ситуации - связанные как с действиями людей, так и с проявлением стихийных сил природы (например, автомобильная авария, совершенная лицом, находящимся в состоянии опьянения, на участке неотремонтированной дороги в условиях непогоды и плохой видимости).

По содержанию принято выделять следующие виды криминогенных ситуаций:

проблемная - при которой человек сталкивается с определенными трудностями и препятствиями в достижении преследуемой цели (например, требование родственников невесты уплатить калым как обязательное условие их соглашения на брак);

конфликтная - связанная с острым противоречием и открытым столкновением интересов и позиций виновного и других лиц либо государственных или общественных органов (семейный или конфликт среди военнослужащих и т.п.).

По характеру воздействия на виновного ситуация может быть:

экстремальной — необычной, исключительной для данного лица, оказывающей на него особо сильное воздействие (превышение пределов необходимой обороны при отражении внезапного нападения);

соблазняющей или провоцирующей - побуждающей к совершению преступного посягательства (неохраняемое имущество при краже, аморальное поведение потерпевшей от изнасилования);

разряжающей - вызывающей разрядку психологического напряжения, обусловленного иными обстоятельствами (оскорбление подчиненного, вызванное нервным возбуждением после семейной ссоры).

В механизме индивидуального преступного поведения перечисленные виды криминогенных ситуаций играют роль повода к совершению преступления, который формирует соответствующий мотив и определяет характер и цель преступного посягательства.

Ситуация совершения преступления наряду с объективным содержанием, определяемым фактическими событиями и обстоятельствами, имеет также и личностное значение, обусловленное субъективным ее восприятием. Объективное содержание и субъективное значение могут совпадать, а могут и расходиться, порой весьма существенно. Хорошо, например, известны ситуации «мнимой измены» и «беспричинной ревности», приводя-. щей порой к серьезным насильственным преступлениям.

Субъективное восприятие ситуации зависит от личностных нравственно-психологических свойств индивида, и именно оно наиболее существенно для понимания причин совершенного преступления.

Страницы: 1 2 3


Общая характеристика подросткового возраста и подросткового кризиса
Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде. Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста – это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, о ...

Психолого-педагогические исследования в области социального интеллекта. Понятие социального интеллекта в трудах отечественных и зарубежных ученых
Термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. Торндайком в 1920 г. для обозначения «дальновидности в межличностных отношениях». Многие известные психологи внесли свою лепту в интерпретацию этого понятия. В 1937 г. Г. Олпорт связал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, ...

Особенности развития волевых качеств старших дошкольников
Дошкольный возраст – возраст возникновения воли как способности сознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе воспитания и обучения под влиянием требований взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия той или другой задаче, добиваться достижения цели, преодоле ...