Роль конкретной ситуации в совершении преступления
Страница 2

Материалы » Психология преступного поведения » Роль конкретной ситуации в совершении преступления

Искаженное восприятие ситуации может быть либо: следствием негативных нравственных свойств индивида (зависти, злобности, нечестности, злоупотребления алкоголем и т.д.); либо результатом чисто психологических дефектов восприятия (преувеличение значения опасности при превышении пределов необходимой обороны, неправильная оценка боевой обстановки и т.д.).

Ситуация преступления как совокупность всех обстоятельств, повлиявших на решение лица избрать антиобщественный вариант поведения, содержит в себе, как правило, не только то, что способствует подобному решению, но и то, что противостоит ему. В зависимости от соотношения этих двух видов обстоятельств ситуация может иметь различную степень криминогенности: толкать, провоцировать на преступление или только способствовать, облегчать его совершение либо противостоять, препятствовать ему. Но как поступит человек, зависит не только от степени криминогенности ситуации, но и от ее соотношения с его нравственно-психологическими свойствами. Так, в случае особо неблагоприятной, тяжелой ситуации преступление может совершить лицо, характеризуемое в целом положительно, но не устоявшее перед подобной ситуацией. И, напротив, человек с глубокими и стойкими антисоциальными свойствами (преступник-рецидивист, морально опустившийся пьяница и т.п.) способен совершить преступление даже в ситуации, противостоящей ему.

Следовательно, для профилактики правонарушений (в том числе и преступлений), которая будет осуществляться Вами, как военнослужащими пограничных войск, необходимо, с одной стороны, устранение криминогенных и усиление антикриминогенных условий, образующих конкретные ситуации, а с другой — надлежащее нравственное формирование субъектов профилактики (военнослужащих, местное население): подавление отрицательных нравственных свойств и усиление положительных нравственных качеств.

Элементами криминогенной ситуации являются также обстоятельства, способствующие совершению преступления. Таковы различные недостатки административно-служебной деятельности, поведение отдельных лиц, а иногда и природные явления. Так, плохая охрана оружия, несовершенный учет и контроль, халатность облегчает совершение хищения оружия и боеприпасов; пьяное состояние потерпевшего — его ограбление; ненастная погода — нарушение государственной границы и т.д. Подобные обстоятельства могут иметь противоправный или даже преступный характер (например, ненадлежащий контроль начальника заставы за поведением и времяпровождением солдат, недобросовестное отношение к охране техники) либо противоречить нормам морали (уголовно ненаказуемое недонесение о готовящемся преступлении). Указанные обстоятельства являются не причиной, а условием преступления, поскольку сами по себе не вызывают его совершение, хотя и способствуют этому. Виновный может даже не знать об их наличии. Однако в тех случаях, когда подобные обстоятельства повлияли на решение лица совершить преступление, они включаются в психологический механизм индивидуального преступного поведения.

Обстоятельства, детерминирующие индивидуальное преступное поведение, представляют собой довольно сложный причинный комплекс, включающий разнообразные по содержанию и характеру действия факторы (экономические, социально-психологические, педагогические и т.д.), которые проявляются в различных сферах социальной жизни. И, соответственно, законом для криминологической профилактики должно быть комплексное противодействие этим факторам. Нельзя, в частности, сводить индивидуально-профилактическую работу с конкретным правонарушителем к одному воспитательному воздействию на него самого (проведению с ним профилактических бесед и т.д.). Профилактическое воздействие должно распространяться на бытовое и иное окружение данного лица, включать оказание ему необходимой социальной помощи в решении различных вопросов жизненного устройства, нейтрализацию отрицательных влияний и т.д. Прочные результаты в воспитательно-профилактической работе достигается там, где она охватывает все стороны жизнедеятельности людей, включая их труд, семейные отношения, досуг; способствует формированию здорового нравственного климата во всех видах социальной микросреды.

Отдельные звенья причинной цепочки, ведущей к преступлению, срабатывают скоротечно, быстро. Это особенно характерно для действия криминогенных ситуаций. Отсюда необходимость их своевременного выявления (в момент возникновения или на самых ранних стадиях) и оперативного профилактического реагирования, предупреждающего дальнейшее неблагоприятное развитие событий.

Применительно ко всему комплексу причин и условий, вызывающих индивидуальное преступное поведение, следует иметь в виду, что его действие обычно развернуто во времени. И соответственно, в целом профилактическое воздействие должно быть длящимся, сориентированным не только на то, что «есть», но и на то, что «было», а также на то, что «будет».

Страницы: 1 2 3


Теоретический анализ проблемы. Понятие конфликта и его социальная роль
Я не могу припомнить ни одного аспекта межличностного взаимодействия, о котором человек не был бы приучен тревожиться. Гарри Стак Салливан. В своей жизни я испытал множество неприятностей. Некоторые из них произошли на самом деле. Марк Твен. Конфликт (от лат. Conflictus – столкновение) – это отсутствие согласия между двумя или боле ...

Теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье. Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие
Насилием часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы по отношению к ребенку, но и многие привычные «традиционные» формы наказаний и воздействий на детей. В современной России о проблемах насилия над детьми в семьях стали говорить с начала 1990-х годов, когда стали создаваться приюты, социально-реабилитаци ...

Семь шагов к взвешенному решению
Так как же определить для себя "Кем мне быть?" 1. Составить список подходящих профессий. Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят. 2. Составить перечень требований выбираемой профессии Составьте список своих требований: выбираемая профессия и будущи ...