Методики исследования
Страница 1

Диагностика профессионально важных качеств пожарных-спасателей проводилась при помощи пяти методик:

1. Тест зрительной и слуховой памяти R. Meili

Цель: диагностика уровня развития зрительной и слуховой памяти пожарных-спасателей.

2. Опросник Айзенка

Цель: диагностика уровня выраженности эмоциональной стабильности.

3. Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова).

Цель: диагностика уровня тревожности.

4. Тест механической понятливости Беннета

Цель: диагностика уровня развития технического мышления.

5. Методика определения скорости переключения внимания (ПВ) (на красно-черных таблицах Шульте-Платонова)

Цель: диагностика скорости переключения внимания.

Краткая характеристика методик исследовани.

1. Тест зрительной и слуховой памяти

Методика приводится нами в описании R. Meili (1961) и состоит из двух этапов.

Первый этап заключается в исследовании зрительной памяти с помощью двух серий картинок. Каждая серия - 30 картинок, на которых изображены определенные предметы. Картинки предъявляются с интервалом в 2 с одна за другой. Лучше всего соединить их двумя скрепками по образцу перекидного календаря.

После показа картинок первой серии делают перерыв на 10 с, а затем проверяют, сколько предметов запомнил обследуемый. Инструктор сообщает обследуемому, что предметы можно называть в любом порядке. Называемые предметы регистрируются, так как возможны повторения и привнесение не фигурировавших в задании. Обе серии картинок по мере возможности следует предъявлять не в один и тот же день. Кроме того, в тот день, когда проводилось исследование зрительной памяти, обследуемому нельзя предъявлять для запоминания ряд слов.

При обнаружении значительной разницы в результатах и исключении возможной роли в этом факторов внешней среды можно думать о лабильности мнестической функции, слабости концентрации внимания.

Названия картинок первой и второй серии находятся в Приложении 1.

2. Опросник Айзенка

Опросник предназначен для диагностики экстраверсии, интроверсии и нейротизма, включает также девять вопросов, составляющих «шкалу лжи». Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в один балл.

Испытуемому предлагается ответить на 57 вопросов. Вопросы направлены на выявление вашего обычного способа поведения. На вопросы может быть два варианта ответа знак + (да), если нет знак – (нет)».

Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл. При анализе результатов следует придерживаться следующих ориентиров.

Экстраверсия:

· больше 19 – яркий экстраверт,

· больше 15 – экстраверт

· 12 – среднее значение,

· меньше 9 – интроверт,

· меньше 5 – глубокий интроверт.

Нейротизм:

· больше 19 – очень высокий уровень нейротизма,

· больше 14 – высокий уровень нейротизма,

· 9 – 13 – среднее значение,

· меньше 7 – низкий уровень нейротизма.

Ложь:

· больше 4 – неискренность в ответах, свидетельствующая также о некоторой демонстративности поведения и ориентированности испытуемого на социальное одобрение,

· меньше 4 – норма.

В настоящем исследовании была использована только шкала эмоциональной стабильности и шкала правдивости.

Текст опросника и ключи находятся в Приложении 2.

3. Личностная шкала проявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова).

Методика предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого. Шкала лживости, введенная В. Г. Норакидзе в 1975 г., позволяет судить о демонстративности и неискренности.

Опросник состоит из 60 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке. Время тестирования - 20-25 минут.

Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого.

Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги:

40 – 50 - баллов рассматривается как показа (ель очень высокого уровня тревоги;

25 – 40 - баллов - свидетельствует о высоком уровне тревоги;

15 – 25 - баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;

5 – 15 - баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;

0 – 5 - баллов - о низком уровне тревоги.

Текст опросника и ключи находятся в Приложении 3.

4. Тест механической понятливости Беннета

Данная методика ориентирована на выявление технических способностей испытуемых, как подростков, так и взрослых.

Стимульный материал представлен 70 несложными физико-техническими заданиями, большая часть которых представлена в виде рисунков. После текста вопроса (рисунка) следует три варианта ответа на него, причем только один из них является правильным. Испытуемому необходимо выбрать и указать правильный ответ, написав на отдельном листе номер задания и номер избранного ответа. Методика относится к т.н. тестам скорости. На общее выполнение всех заданий отводится 25 мин.

Страницы: 1 2


Психокоррекционная программа
Цель программы: Провести комплекс коррекционных мероприятий способствующих снижению тревожности перед экзаменом, обретению уверенности в себе. Данная программа предусматривает 2 встречи в среднем по 50 минут. Занятие №1 Цель: Сформировать психологическую готовность к достижению цели. Ход занятия: 1. Установление рапорта. Это исхо ...

Организационный аспект исследования
Рисунок 1 Для большей наглядности данное обстоятельство, которое являлось одновременно и условием включения подростков в экспериментальную группу, представлено на рисунке 1. Распределение участников экспериментальной группы по возрастам представлено в диаграмме 1. Диаграмма 1 Как можно видеть из диаграммы 1 из общего числа подро ...

Словарик по теме
Вербальное кодирование – внутренний репрезентативный процесс, во время которого человек молча повторяет последовательность моделируемой деятельности с тем, чтобы выполнить ее позже. Взаимный детерминизм – регулирование поведения человека посредством непрерывных обоюдных интеракций бихевиоральных, когнитивных и относящихся к окружающе ...