Закономерности процесса внушения

Под внушением понимается способ психологического воздействия преимущественно эмоционально-волевого характера, основанный на некритическом восприятии и принятии индивидом целенаправленного потока информации, которая не нуждается в доказательствах и логике, которая содержит готовые выводы.

К основным закономерностям протекания процесса внушения относят следующие:

с возрастом индивидов, а следовательно, с увеличением социального опыта эффективность внушения снижается, увеличивается скепсис по отношению к этому способу воздействия;

эффективность внушения зависит от психофизиологического состояния индивидов: в большей мере внушаемыми оказываются люди утомленные, ослабленные физически, чем обладающие хорошим самочувствием, у которых высокий жизненный тонус. Вероятно, действие этой закономерности объясняет высокую "эффективность" мероприятий, проводимых различными "целителями" и "знахарями";

решающим условием эффективности внушения является авторитет руководителя (или его конкретно, или той социальной группы, которую он представляет), создающий особый, дополнительный стимул воздействия - доверие к источнику информации. Авторитетность руководителя выполняет функцию так называемой "косвенной аргументации", своего рода компенсатора отсутствия прямой аргументации.

Проведению эффективного внушения способствуют:

информационный вакуум или чрезвычайная противоречивость текущей информации;

сильное психофизическое истощение и переутомление объекта;

блокирующая психическая напряженность (гнев, страх, поиск выхода из безнадежной ситуации и др.);

положительные ожидания и установки;

жесткая категоричность заявлений и требований;

повторяемость, определенный ритм подачи внушающей информации;

особая эмоциональность сообщения.


Трудные ситуации и психическое здоровье ребенка
Трудности неизбежно встречаются в жизни каждого человека. Их возникновение является естественным, закономерным следствием сложного процесса взаимодействия субъекта с окружающим миром. Существуют трудные ситуации и у детей, причем есть все основания полагать, что в жизни детей они встречаются не реже, а возможно даже чаще, чем у взрослы ...

Агрессивность, ее проявления в деятельности
Хэммок и Ричардсон провели двухэтапное исследование с целью изучения связи между выбором конфликта в качестве реакции на возникшую проблему и агрессивным поведением. Они предположили, что люди, которые, по собственным же словам, зачастую прибегают к конфликту, провоцирующему и раздражающему другого человека (например, стремясь «показать ...

Абрахам Маслоу: гуманистическая теория личности. Биографические сведения
Маслоу родился 1 апреля 1908 года в Бруклине, Нью-Йорк. В детстве он чувствовал себя одиноким и несчастным, эмоционально отверженным родителями и сверстниками. Позже он писал, что «вырос в библиотеках, среди книг, без друзей» Получил психологическое образование в Университете Висконсина. Здесь же защитил докторскую диссертацию, изучая с ...