Как они умеют взаимно подстраиваться
Страница 1

Во втором полугодии жизни ребенок переходит на стадию делового общения. Этот переход сопровождается следующими признаками. Младенец уклоняется от ласки взрослого, не хочет сидеть у него на руках без какого-либо занятия, не проявляет прежнего интереса только к эмоциональному общению.

В 6-7 месяцев младенец старается привлечь маму к совместным действиям, обратить ее внимание на какой-либо предмет. Он охотно играет с игрушками, осваивая все новые действия. Основной задачей воспитания в этот период является создание условий, благоприятствующих выдвижению на первый план предметной деятельности.

Начиная с третьего месяца жизни младенец способен посылать «двойственные» сигналы, с помощью которых он инициирует взрослого к взаимодействию или хочет его прервать. Если ребенок поворачивается лицом к матери, смотрит ей в глаза, улыбается, произносит тихие протяжные звуки (гукает, гулит), - это приглашение к общению. С другой стороны, отвод взгляда, отворачивание, наклон головы, хныканье сигнализируют о нежелательности и избегании контактов. Для успешного взаимодействия каждый партнер должен чувствовать, что влияет на другого.

Важно, чтобы любая инициатива ребенка сопровождалась ответными проявлениями - улыбкой, ласковым словом, поглаживанием, нежными прикосновениями и пр. В том же случае, когда ребенок, например, устал или хочет спать и показывает, что не желает больше общаться, взрослый не должен настаивать на взаимодействии, усиливать стимуляцию (например, показывать новую игрушку, стараться вызвать улыбку и пр.). Таким образом, взаимодействие матери и ребенка - это процесс взаимного приспособления, в котором ответы партнеров взаимообусловлены и ритмически организованы.

Одним из наиболее ярких примеров ритмической согласованности действий матери и младенца является синхронизация. В одном из экспериментов Е.С. Шафера мать и ребенок помещались в светлую комнату с множеством ярких игрушек. В результате выявилось, что они смотрят преимущественно на один и тот же объект, причем ведущую роль играет ребенок, выбирая предпочитаемую игрушку, а мать лишь подстраивается к его действиям. Изучение простой, стереотипной игры взрослого с младенцем первых месяцев жизни показало, что ребенок участвует в ней как активный партнер: он то смотрит на взрослого, то отводит взгляд в сторону, то снова смотрит на взрослого, помогая тем самым определять ритм и темп взаимодействия, побуждая партнера к новым действиям. В опытах Д. Стерна производилась кинозапись движений головы у трехмесячного ребенка и взрослого, глядящих друг на друга. Движения матери и младенца составили гармонически сочетающееся взаимное приближение и отступление, названное автором своеобразным «вальсом». Уже в другом исследовании были выявлены подстройка и синхронизация движений младенца в ответ на человеческую речь, причем именно на звуки осмысленной речи. Эти непроизвольные движения можно сравнить с «неуловимым балетом».

Начиная с 9 месяцев, у младенца наблюдается феномен «социальной ссылки» - ориентация на эмоциональную реакцию матери. Ребенок, сталкиваясь с ситуациями неопределенности (например, при встрече с незнакомцем, яркой движущейся игрушкой), ищет информацию для понимания и оценки ситуации у близкого человека. С этой целью он смотрит на выражение лица взрослого, стараясь уловить его реакцию на происходящее. Десятимесячный малыш приблизится и будет с интересом рассматривать управляемого робота или игрушечную лающую собачку, если мать спокойна или улыбается, глядя на игрушку. Аналогично ребенок ориентируется на поведение матери, ее эмоциональную реакцию при встрече с незнакомым человеком.

Показывайте ребенку яркие, лучше всего заводные, движущиеся, звучащие игрушки. Поощряйте его к наблюдению, рассматриванию игрушки, сопровождайте показ комментариями. Радуйтесь вместе с ребенком, предоставляя ему возможность получить удовольствие не только от игрушки, но и от сопереживания.

Показывайте ребенку разные способы использования игрушек. Во втором полугодии дети действуют в основном с опорой на внешние физические свойства предметов, манипулируя со всеми игрушками одинаково, - рассматривают их, ощупывают, лижут, сосут. Постепенно они начинают все активнее пользоваться руками - тискают мягкие предметы, трогают и ощупывают мелкие детали, размахивают игрушкой, стучат. Взрослый открывает для малыша специфические свойства предметов, показывает разные способы действий с ними: круглый мячик - катать, кубики - ставить один на другой, кольца пирамидки - нанизывать на стержень, мелкие предметы - складывать в коробочку. Чтобы малыш усваивал новые действия, полезно организовать совместную игру: по очереди надевать кольца пирамидки, катать друг другу мячик, машинку. Поощряйте интерес ребенка к игре. Не следует стремиться к тому, чтобы малыш точно воспроизводил действия взрослого, но необходимо эмоционально поддерживать всякий успех ребенка, подкреплять его похвалой. Важным аспектом взаимодействия является процесс подстраивания эмоционального состояния, аффекта между родителями и ребенком. Можно привести такой пример: годовалый малыш встает на носочки, стараясь достать со стола привлекательную игрушку. Наблюдающая за этими попытками мама, изменяя и подстраивая голос под его эмоциональное состояние, обычно сопровождает его действия словами: «Ну . ну . еще, еще . давай, давай, тянись!». Когда мам спрашивали, почему они так реагировали, наиболее частыми ответами были следующие: «Чтобы быть вместе», «Чтобы помочь ребенку», хотя большинство из них не осознавали своих действий. Была обнаружена главная закономерность: если эмоциональная реакция матери выше или ниже, чем у ребенка, то исследовательское поведение малыша прекращается; при успешном «подстраивании» продолжается.

Страницы: 1 2


Анализ соотношения самооценки и ценностных ориентации первоклассника
Материал: карточка со схематичным изображением трех фигурок детей и семи карточек с напечатанными на них ценностными характеристиками: 1 умный сильный здоровый 2 сильный веселый хорошо учится 3 аккуратный здоровый веселый 4 хорошо учится умный аккуратный 5 красивый аккура ...

Психология симпатий и антипатий
Существует немало различных интерпретаций того факта, что индивид ищет общество себе подобных. Заметим, подобных себе. Данный поиск связан с желанием был вместе, рядом, поблизости, что вряд ли диктуется необходимостью контакта с антипатичным другим. Кроме того, индивид стремится быть с подобным себе (вопрос: в чем подобным?). Эти два м ...

Особенности содержания Американских мультфильмов
Телевидение ориентировано на детей, как на маленьких, так и подрастающих. Для того, чтобы завлечь детей существует множество каналов, которые показывают мультфильмы, сериалы. Когда ребенок смотрит мультфильмы, словно отключается от всего того, что его окружает. Не реагирует на нормальное звучание речи, а после просмотра мультфильмов или ...