Выводы

В ходе эмпирического исследования были получены результаты, которые позволяют нам сделать следующие выводы:

1. У созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной и наркотической зависимостью, в отличие от матерей, имеющих здоровых детей, выраженными являются такие личностные характеристики как:

- истерия, то есть созависимые матери стремятся привлечь к себе внимание, притворяются беспомощными;

- паранояльность: созависимые матери однобоки, с низкой лабильностью в мышлении, при этом стремятся защищать свои ценности и убеждения;

- психастения: созависимые матери имеют высокую тревожность, нерешительность, неуверенность.

- ипохондрия: созависимые матери, характеризуются низкой активностью, доверчивостью, адаптивностью.

2. У большинства созависимых матерей внешний локус контроля, то есть у них преобладает ориентации на внешнюю оценку и стремление ей соответствовать, а все что происходит с ними они связывают с действием обстоятельств или других людей, в то время как большинство несозависимых матерей, имеющих здоровых детей, локус контроля внутренний: они имеют убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.

3. Большинство созависимых матерей имеют неадекватную, заниженную самооценку, то есть они не уверены в себе, критичны, робки, безынициативны. Большинство несозависимых матерей, имеющих здоровых детей имеют адекватную высокую или среднюю самооценку, то есть они знают свои сильные и слабые стороны, правильно соотносят свои возможности и способности, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

4. Достоверные различия между созависимыми матерями, имеющими детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и несозависимыми матерями, имеющими здоровых детей существуют в выраженности ипохондрии, истерии, паранояльности, психастении, экстернальности и интернальности, неадекватно-высокой, высокой, низкой и неадекватно-низкой самооценкой, адекватностью самооценки в целом

5. Гипотеза о наличии различий в личностных характеристиках, между матерями, имеющими детей с алкогольной и наркотической зависимостью, и матерями, имеющими здоровых детей, подтвердилась.


Память. Ее виды, функции и методы развития
Биологическая память Различают три вида биологической памяти: генетическую, иммунологическую и нейрологическую (нервную) память. Чтобы жить, органическая система должна постоянно себя воспроизводить, иначе говоря, помнить своё строение и функции– генетическая память. Носителями генетической памяти являются нуклеиновые кислоты (ДНК, РН ...

Взаимодействие школы и семьи
Первый год в школе ‑ это и своего рода испытательный срок для родителей, когда четко проявляются все их недоработки: невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, неумение помочь. Еще чаще из добрых побуждений они сами становятся виновниками школьных стрессов, ведь приспособление к школе происходит не сразу ...

Использование психологических игр в семье
Исторически сложилось так, что игра ориентирована в основном на ребенка. Однако эффективность коррекционного воздействия без учета контекста семейных взаимоотношений (причем не только ребенка и остальных членов семьи, но и отношений между собой значимых для него лиц, например, родителей), невелика. В то же время, поскольку ребенок являе ...