Выводы

В ходе эмпирического исследования были получены результаты, которые позволяют нам сделать следующие выводы:

1. У созависимых матерей, имеющих детей с алкогольной и наркотической зависимостью, в отличие от матерей, имеющих здоровых детей, выраженными являются такие личностные характеристики как: www.transpexplore.ru

- истерия, то есть созависимые матери стремятся привлечь к себе внимание, притворяются беспомощными;

- паранояльность: созависимые матери однобоки, с низкой лабильностью в мышлении, при этом стремятся защищать свои ценности и убеждения;

- психастения: созависимые матери имеют высокую тревожность, нерешительность, неуверенность.

- ипохондрия: созависимые матери, характеризуются низкой активностью, доверчивостью, адаптивностью.

2. У большинства созависимых матерей внешний локус контроля, то есть у них преобладает ориентации на внешнюю оценку и стремление ей соответствовать, а все что происходит с ними они связывают с действием обстоятельств или других людей, в то время как большинство несозависимых матерей, имеющих здоровых детей, локус контроля внутренний: они имеют убеждение в неслучайности их успехов или неудач, зависящих от компетентности, целеустремленности, уровня способностей и являющихся закономерным результатом целенаправленной деятельности и самодеятельности.

3. Большинство созависимых матерей имеют неадекватную, заниженную самооценку, то есть они не уверены в себе, критичны, робки, безынициативны. Большинство несозависимых матерей, имеющих здоровых детей имеют адекватную высокую или среднюю самооценку, то есть они знают свои сильные и слабые стороны, правильно соотносят свои возможности и способности, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле.

4. Достоверные различия между созависимыми матерями, имеющими детей с алкогольной или наркотической зависимостью, и несозависимыми матерями, имеющими здоровых детей существуют в выраженности ипохондрии, истерии, паранояльности, психастении, экстернальности и интернальности, неадекватно-высокой, высокой, низкой и неадекватно-низкой самооценкой, адекватностью самооценки в целом

5. Гипотеза о наличии различий в личностных характеристиках, между матерями, имеющими детей с алкогольной и наркотической зависимостью, и матерями, имеющими здоровых детей, подтвердилась.


Конфликтные ситуации в учебной деятельности. Сущность классного коллектива
Коллектив образовательного учреждения состоит их двух составляющих: ученического коллектива и педагогического коллектива. Педагогический коллектив представляет собой группу совместно работающих педагогов, имеющих общие образовательные цели, достижение которых является для них личностно значимым, и реализующих структуру межличностных вза ...

Концепция личности В.Н. Мясищева (1892-1973)
Анализируя взгляды В.Н. Мясищева на личность, следует отметить два положения, значимых для теоретического осмысления проблемы личности. Первое из них то, что он стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. «Структурная характеристика освещает нам человека со стороны его целостности или расщепленности, последо ...

Профилактика и преодоление тревожности.
На основе исследовательских данных, полученных при изучении тревожности на разных этапах возрастного развития, а также результатов многолетней практики работы с тревожными детьми и подростками И.В. Дубровиной (37) были выделены принципы ее профилактики и преодоления, главным из которых является ориентация на выработку адекватных способо ...